Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяДелаем детские часыПуговичный человекИз рвани в ткани: Шьем детский рюкзакФартук из клеенкиПостроение выкройки детских брюкНовая жизнь старым вещам: шьем сумкиНовая жизнь старым вещам: подушки и прихваткиНестандартный стандарт: встраиваем стеллажОсновы конструирования из бумагиБумажная пластика: фигуры сказочных героевЧто такое коллажСтарые рецепты. Багет и рама для картиныПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии Прогулки Склад Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. (Ф.М. Достоевский) |
Бумажная пластика: фигуры сказочных героевСоздание фигуры человека с помощью бумаги и ножниц требует определенной стилизации. Процесс обобщения формы всегда сложен, особенно для начинающего художника. Здесь требуется способность целостного восприятия, умение вычленять в предмете главное, отбрасывать второстепенное. В бумажной пластике степень стилизации определяется двумя основными условиями: с одной стороны, это лаконизм выражения, цельность, с другой — сохранение характера изображаемого персонажа.
С помощью прилагаемой схемы попытаемся показать основные методические приемы, необходимые при конструировании фигуры человека. Заметим, что схема эта носит принципиальный характер и не является выкройкой для какого-то конкретного персонажа. Дается она для освоения приемов, которые могут быть использованы при конструировании фигур, подобных «Ивану-царевичу», предложенному на репродукции.
Размеры любой фигуры не должны превышать высоты 30-35 см, так как конструктивные свойства бумаги не беспредельны. Изделия большого формата следует выполнять из белого картона, а для создания прочной композиции из бумаги необходимо определить несущую конструкцию, которая была бы жесткой сама и удерживала все остальные части и элементы декора. Стержневая основа фигуры Ивана-царевича — кафтан, обозначенный на схеме буквой «а». С помощью надрезов — ребер жесткости выполняется воротник, приталенная часть и полы кафтана. В согнутом и склеенном виде заготовка обретает достаточную прочность, способную выдержать некоторые силы сжатия, в результате чего отпадает необходимость дополнительной системы крепления конструкции изнутри. Кисти рук, стопы ног, сапоги выполняются по следующему принципу: берется кусок бумаги произвольного размера в виде трапеции «б», делаются дугообразные надрезы с двух сторон и по ним формируется кисть или стопа. Обратите внимание на кривизну изгиба надрезов (сравнивая рисунки «б» и «г») — от этого зависит характер заготовки при формообразовании. Ножницами прорежьте пальцы на кистях рук и уточните абрис со стороны ладони. Сапог «г» конструируется так же, как и стопа, но для получения запятника следует сделать выкройку с подклейкой дополнительных элементов, чтобы в результате появилась полноценная заготовка с каблуком и голенищем; после этого черновой вариант переведите на чистовой. Размеры всех частей фигуры определяются только визуально с поочередным сравнением друг с другом, то есть опытным путем. Таким же способом монтируется и вся композиция: заготовки ног и рук вначале примеряются, а затем приклеиваются к кафтану.
Здесь тоже требуется глаз скульптора, без чего невозможно правильно не только приклеить конечности рук и ног, но, главное, поставить всю фигуру по отношению к плоскости стола. Будет ли герой опираться на одну ногу, или обе они будут прямыми? Какую придать ему осанку? Все это предусматривается и учитывается заранее. Декоративные элементы, а также части лица приклеиваются после того, как фигура будет стоять на горизонтальной плоскости. Наибольшее распространение в бумажной пластике получил смешанный метод, где в основу конструкции закладывается система надрезов — линий сгибов. Элементы второстепенной значимости, детали декоративно-украшательского характера могут и не содержать в себе ребер жесткости. Такое сочетание можно наблюдать в композициях: «Рыцарь», «Знаменосец», «Дама и Кавалер», «Запорожский казак».
Тот, кто серьезно увлекается бумагопластикой, несомненно, может выполнить подобные и даже более оригинальные композиции. Главное в этом деле не идти по пути использования выкроек и заготовок, которые исключают творческие начинания. Бумажная пластика как разновидность творчества не претендует на полноценный вид искусства. Недолговечность материала предполагает создание вещей временного, учебного характера, но в то же время в значительной степени способствует активизации творческого развития юного художника. Б. Гагарин Следующая страница: Что такое коллаж
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |