Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсииШкольный мемориальный музей Нади РушевойМузей древнерусской культуры и искусства имени Андрея РублеваМузей Московских железных дорогМузей ВостокаМузей Огни Москвы Фонды Политехнического музея. Космос и энергетикаМузей ретро-автомобилейВыходной в ПланетарииОружейная палатаКунсткамера

Прогулки Склад

Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке.



Кунсткамера

Санкт-Петербург

Основоположником моды на коллекционирование в Российской империи стал сам государь Петр Первый. Еще с юного возраста он увлекался собирательством различных редких монет, предметов старинного быта, а позднее молодой Петр любил собирать оружие — самое разное: русское, западное, восточное. Предметы для своей коллекции он покупал в основном у заезжих купцов.

Во время первого заграничного путешествия Петр I с любопытством посещал уже существующие в Европе небольшие музейчики и частные коллекции, выставленные для осмотра, а так же очень модные в то время Кунсткамеры. Правда, из первого путешествия в Европу Петр серьезных коллекций не привез. Путешествуя второй раз по Европе в 1717 году, он уже целенаправленно осматривал всякие диковинные «кабинеты натуральной истории», нумизматические собрания и картинные галереи.

Петр посещал мастерские «славных художников», где «с особливым удовольствием по целому часу осматривал, как сии последние работали, беседовал с ними о художестве». В Амстердаме, встретившись со знатоком живописи и художником Георгом Гзелем, он вместе с ним посещал аукционы, на которых скупал картины. Особенно царю нравились картины, на которых были изображены корабли, ведь он сам прекрасно разбирался в кораблестроении и мог найти любую неточность у корабельной оснастки в нарисованной картине.

Царь Петр приобрел в Европе коллекцию резных камней в 75 экземпляров. Это были искусно сделанные фигурки из полудрагоценного камня: яшмы, оникса, сердолика, халцедона, агата, и вырезаны они были лучшими немецкими мастерами.

Европейский правитель Август П подарил Петру коллекцию изделий первого в Европе фарфорового завода — собрание «мелкой пластики» — это были преимущественно статуэтки и фарфоровые «безделушки», которыми славился Мейсенский завод.

Русский посол Лев Измайлов по приказу Петра купил и привез для царя коллекцию различных изделий китайских мастеров, в том числе большую коллекцию знаменитого китайского фарфора.

Лишь при Петре в России впервые стали появляться привезенные античные статуи в оригиналах и копиях, бюсты римских императоров, древнегреческие сосуды и вазы и прочие исторические редкости.

Коллекционные собрания Петра I стали называть «Императорским кабинетом». «Кабинет» этот был просто огромным, но больше всего в «кабинете» было не художественных, а естественнонаучных коллекций.

Санкт-Петербург. Кунсткамера

Царские коллекции необходимо было где-то хранить, и Петр повелел основать Кунсткамеру (что значит палата редкостей или палата искусств), которая была открыта в 1719 году. Поначалу здесь хранились только личные коллекции государя: его собрание оружия, которое он коллекционировал чуть ли не с детства, художественные коллекции, минералы и монеты. Своим примером государь-коллекционер положил начало всеобщему увлечению коллекционированием на Руси.

В 1698 году Петр I провел в Дрездене несколько дней и из них целых три дня уделил изучению знаменитой Кунсткамеры саксонского курфюста. В Россию Петр писал: «Здесь я видел диковинку, что у нас называли ложью: у некоторого человека в аптеке сулемандра в склянице, в спирту, которого я вынимал и на руках держал».

В Расходной книге Великого Посольства есть запись: «Куплена в Амстердаме у торгового человека у Варфоломея Форгагена морской зверь коркодил, да морская рыба...» Наверняка саксонская Кунсткамера оставила в сердце Петра неизгладимое впечатление, так как по возвращении домой царь решил создать свое первое естественноисторические собрание при Московской аптеке, а наблюдать за собранием поручил своему лейб-медику Р. Арескину.

«Государев кабинет» после перенесения столицы из Москвы в Петербург размещался в Летнем дворце Петра. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» — так определял царь Петр задачи первого публичного музея в России. Торжественное открытие Кунсткамеры (что в переводе означает палата редкостей или палата чудес), которая первоначально располагалась в «Кикиных палатах», произошло в 1719 г.

Для своего детища царь привез из второго заграничного путешествия целые готовые собрания, которые приобрел в Германии и Голландии. Это коллекции аптекаря А.Себы и анатома Ф.Рюйша.
А «для изыскания куриозных вещей и различных раритетов» Петр отправил в Сибирь экспедицию Д.Мессершмидта. Своему библиотекарю Шумахеру царь дает задание объехать всю Европу и «музеи ученых людей как публичные, так и приватные посещать, и из того усматривать, в чем императорского величества музеум с оными рознится, ежели же чего в музее... не обретается, то оный недостаток наполнять тщится.» Шумахер привез из Европы множество резных раковин, светильников и гемм.

Санкт-Петербург. Кунсткамера

На Васильевском острове Петр решил заложить новое здание для Кунсткамеры и во время осмотра места, увидев необычную сосну, воскликнул: «Дерево-монстр, дерево-чудовище! — сказал царь и добавил, — Так быть на сем месте новой Кунсткамере» Вросшая в ствол сосны ветка впоследствии была перенесена в экспозицию нового музея.

Русская Кунсткамера петровского времени была самым необычными музеем на свете. Еще бы, ведь в ней находились живые экспонаты, например, человек мужского и женского пола одновременно, который потом сбежал из музея. Очень уродливые люди, которых называли монстрами - Фома, Степан и Яков - служили в Кунсткамере истопниками и показывали любопытным свои особенности.

Возможно, кому-то не понравятся увлечения Петра, по что делать, — таковым был наш царь. Да и увлечения эти не противоречили духу времени: естественные науки бурно развивались, в том числе и наука о строении человека — анатомия. В анатомической коллекции врача-анатома Фредерика Рюйша, что была приобретена Петром, в анатомических склянках в специальном растворе находились руки и ноги, украшенные тонкими батистовыми кружавчиками и кружевными манжетами. Один из экспонатов — детский скелетик. Нередко придворные дамы, посещавшие Кунсткамеру, падали в обморок при виде прочих разных чудовищ и уродов.

В 1718 г. царь издал свой знаменитый указ о собирании по всей стране монстров. И в первое десятилетие после опубликования указа мертвые и живые монстры и уроды регулярно поступали в Кунсткамеру. Например, циклоп, имеющий единственный глаз в середине лба, как герой древних мифов. Такой вид уродства довольно часто наблюдается у домашних животных. Во множестве поступали сросшиеся друг с другом младенцы, такие дети называются «сиамскими близнецами».

Коллекция уродов, собранная в Кунсткамере, не служила лишь для того, чтобы щекотать нервы. Она предназначалась и для научного изучения различных патологий.

Экспозиции Кунсткамеры были оформлены сухими ветками, фольгой и пергаментом. К сожалению, многие из экспонатов погибли во время пожара 5 декабря 1747 г. Потери были огромные. Сгорели даже медные гравировальные доски, на которых были запечатлены все экспонаты музея, и нам неизвестно обо всех удивительных экспонатах. Во время пожара погибли и собственноручные изделия Петра: выточенные на токарном станке медальоны, коробочка для компаса, изготовленная Петром из слоновой кости.

Однако пожар сохранил две ужасные находки, которые сделала княгиня Дашкова, когда стала президентом Академии Наук. Она обнаружила банки с хранившимися в них головами казненных фаворитов Петра I и его жены - Мери Гамильтон и Вильяма Монса. Княгиня Дашкова показала «экспонаты» Екатерине II, и та повелела их предать погребению.

После смерти Петра в Кунсткамере была установлена восковая «персона» царя, а также чучела его любимых собак и лошади Лизетты.

Санкт-Петербург. Кунсткамера

Два зала Кунсткамеры занимали «портреты, статуи, рельефы и другие произведения из воска, свинца, бронзы и гипса». Здесь были и медальоны древнегреческих мудрецов, и портреты сподвижников и современников Петра: Я. Брюса, первого русского солдата Бухвостова, великана Буржуа. Особое место занимала «Сибирская коллекция» скифского золота, подаренная владельцем Тагильских заводов Н. А. Демидовым, а также более ста золотых предметов, найденных в курганах и присланных Петру Сибирским губернатором М. П. Гагариным.

Сегодня Кунсткамера уже не та, что при Петре. Во многом это связано с постепенной специализацией различных музеев. Живописные собрания Кунсткамеры и восковые фигуры были переданы в Эрмитаж, различные мелкие предметы разошлись по тематическим коллекциям. В Кунсткамере осталась естественно-научная и биологическая экспозиция, которая и сегодня продолжает активно изучаться.

Однако и сегодня, заглянув в Кунсткамеру, можно увидеть тот фрагмент сосны, что росла когда-то на месте музея, кубок работы Петра, который он сделал из кокосового ореха и серебра; серебряный ключ от ворот города Дербента, что был вручен Петру I в 1722 году правителем Дербента; а также корабельные компасы, зрительные трубы, чаши, сделанные из морских раковин мурекс, опоясанные серебряными пластинами.
Сегодня Кунсткамера является Музеем Антропологии и Этнографии Академии Наук России.

• Главная   • Музеи, выставки, экскурсии   • Кунсткамера  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта