Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсииШкольный мемориальный музей Нади РушевойМузей древнерусской культуры и искусства имени Андрея РублеваМузей Московских железных дорогМузей ВостокаМузей Огни Москвы Фонды Политехнического музея. Космос и энергетикаМузей ретро-автомобилейВыходной в ПланетарииОружейная палатаКунсткамера Прогулки Склад Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. (Ф.М. Достоевский) |
Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея РублеваМосква Понятие "древнерусская живопись" практически тождественно понятию "иконопись", и музей Рублёва, в первую очередь - музей икон, иконописного искусства. Словосочетание "древнерусская живопись", растиражированное в советские времена, несколько отвлекало от сути хранившихся в музее предметов, ведь не секрет, что существовали мнения о необходимости полного уничтожения православных святынь, и в том числе икон. Осторожные предположения о наличии в русских княжествах светской живописи разбиваются о тот факт, что портретные изображения великих князей размещались в храмах наряду с изображениями святых, и такое увековечивание не предполагалосуществования отдельного живописного портрета, сам жанр которого зародился позже, хотя и имел непосредственное отношение к иконе. Более, чем вероятно, что в древнейшие времена и в эпоху средневековья существовала и прикладная живопись, однако её памятников практически не сохранилось. Прикладные образцы народной живописи уцелели с XVIII века, да и то лишь с развитием понимания о необходимости сохранения культурных памятников. Таким образом, судить о жизни и мировоззрении наших предков в визуально-эстетическом аспекте мы можем лишь по иконам. Первое посещение музея Рублёва не обязательно сопровождать натужной и утомительной лекцией о приёмах живописного мастерства и перечислять имена известных школ и иконописцев. Достаточно просто провести ребёнка по залам, рассказывая библейские сюжеты и объясняя какие-то базовые положения христианской религии. Подходящий возраст - младшая школа, когда у ребёнка уже есть некоторое представление об истории и живописи. Но в музее можно встретить и совсем малышей. Они просто впитывают художественные образы, а для осмысления и понимания ещё придёт время. Конкретика описаний экспонатов и истории монастыря вас ждёт в самом музее или на соответствующих сайтах. А я поделюсь отдельными впечатлениями и общим настроением от посещения монастыря-музея. Музей Рублёва расположен в Спасо-Андронниковом монастыре, в центре Москвы. Это приятное для прогулки место, и посещение музея можно и нужно сочетать со спокойным отдыхом в уютном зелёном уголке города. Поэтому для посещения музея лучше выбирать ясный день и хорошую погоду. В сквере у входа расположена маленькая часовня, в которой располагается икона Троицы в технике флорентийской мозаики. У кассы музея нас встретила компания котов. Младшие школьники часто воспринимают посещение музея и особенно экскурсию как обязательное мероприятие со стеснёнными условиями для своего самовыражения и проявления любопытства. Встреча с котами у самого входа стала своего рода переключением в свободное и максимально комфортное для познания восприятие музейного пространства.
Посещение монастыря-музея - возможность разговора с детьми об истории монастырей как таковых, их роли в политике и экономике страны. Причём вовсе необязательно засыпать детей цифрами, достаточно просто обрисовать жизнь монахов, их занятия, путешествия. Андронников монастырь пережил нападения и разграбления, эпидемии, расцветы и упадки, и присутствие на месте действия способно создать эффект сопричастности, а также подтолкнуть интерес детей к различным эпохам.
Некоторые изучающие архитектуру школьники способны самостоятельно определять архитектурные стили и композиции храмов. Малоподготовленных детей лучше не перегружать сложными специализированными терминами, однако они могут весело определять всевозможные "восьмерик на четверике", а также по общему облику храма примерно датировать его тем или иным периодом времени. В Андрониковом монастыре два весьма отличающихся внешне храма - Спасский собор (действующий храм) и церковь Архангела Михаила (в нем размещена основная экспозиция музея). Провести сравнение между ними в силах даже совсем неподготовленный родитель, а вслед и дети усвоят простые азы расположения архитектурных форм. Основная экспозиция музея оформлена с достаточным количеством текстовой информации. Многие дети состредотачивают внимание на деревянных скульптурах, которым отведены отдельные залы. Повышенный интерес ряда двигательно активных детей вызывает внутреннее устройство храма и возможность подняться на верхний этаж храма. В музее предостаточно банкеток, так что при необходимости можно присесть и отдохнуть. Для знакомства невоцерковлённых детей с внутренним убранством православной церкви можно зайти в Спасский собор, помня о простых правилах поведения и не нарушая порядок, если в храме проходит богослужение.
Для тех школьников, кто хочет развиваться в направлении иконописи и искусствоведения в области древнерусской живописи, в музее проводится большое количество различных школ и дополнительных занятий. Узнать о них можно на сайте музея.
И несколько слов напоследок. Полезная информация: Т. Устинова, фото автора, 2013 год Следующая страница: Музей Московских железных дорог
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |