Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоДети рисуют монстровКартины из пластилинаПоделка из ракушек и желудейОловянная армия - от игрушки к историиОловянная армия - собственными рукамГлиняная птичка своими рукамиДерево для глиняных птицДекоративное искусство. Первые шагиТрадицииМузеи, выставки, экскурсии Прогулки Склад Разрушению подвергается всё - кроме прилипшей к одежде жевательной резинки. |
Дети рисуют монстровПочти все родители рано или поздно сталкиваются с разными штампами детской психологии. Одним из самых распространенных клише, навязываемым этой специфической педагогоко-наукой, является постулат о том, что детские рисунки способны проявить психологические переживания и выявить скрытые комплексы и кризисы личности ребенка. По сути, сама по себе эта мысль несет в себе здравое звено. Беда только в том, что подчас увлеченные своей правотой педагоги и психологи не столько анализируют рисунки и выявляют личные особенности творчества конкретного ребенка, сколько подравнивают всех детей под некий средний стандарт. Черный цвет - плохо. Один родитель в отрыве от другого - плохо. Насилие - плохо. Монстры и пришельцы - тоже плохо. И так далее, и тому подобное. В готовы детей явно и неявно закладываются стереотипы того, что они должны рисовать, чтобы быть "правильными" - синее небо с солнечным кругом, домик с треугольной крышей и непременной трубой, дерево-растопырку и зеленую траву. (Ну и что, что ребенок городской и домики с трубой видет только на картинках? Заведено так, что должна быть труба. Не надо лепить вместо трубы антенну или спутниковую тарелку, это неправильно!) Категоричность ряда воспитателей и педагогов приводит к подавлению свободы творчества - и любые попытки понять, что в действительности пытался выразить ребенок рисунком, обречены на провал. Главное в творчестве детей - самовыражение. Не нужно мешать им рисовать то, что они хотят и могут, даже если сюжеты и выразительные средства кажутся кому-то странными, "неправильными" или даже пугающими. Для того, чтобы вырастить полноценную творческую личность, нужно дать ей с самого раннего возраста ощущение кайфа, удовольствия от рисования, лепки, любых творческих занятий.
И в любых попытках анализа детских рисунков важно помнить об индивидуальном подходе. Все дети разные. Даже если дети рисуют нечто вроде
бы похожее, для каждого в отдельности тот же домик с трубой могут значить принципиально разные ассоциации и впечатления. (У одного ребенка
добрая ласковая бабушка и для него поездка в загородный дом - праздник, у другого дом ассоциируется с неприятными впечатлениями от визита к
равнодушной или даже злой тетке, к примеру). Невозможно составить впечатление о сторонах личности ребенка только по рисунку. Важно знать
особенности его жизни, побеседовать с ним самим, с родителями.
Не следует придавать слишком уж много значения конкретике образов и цветовой гамме. Пусть будут монстры, пусть будет черный цвет. Если у ребенка
действительно есть какие-либо проблемы, он может выплеснуть их на бумагу, может таким образом помочь себе. Если ребенку просто доставляет
радость экспериментировать с цветами и формами - не надо подавлять его естественные импульсы. Пусть дети просто рисуют. Позвольте им стать если не великими живописцами, то художниками-любителями. Рисование - чудесный отдых и замечательный способ самовыражения.
Банальное резюме: доверяйте своему ребенку больше, а малознакомым психологам - меньше. М.А.Шалымова, Следующая страница: Картины из пластилина
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |