Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумТворчествоДети рисуют монстровКартины из пластилинаПоделка из ракушек и желудейОловянная армия - от игрушки к историиОловянная армия - собственными рукамГлиняная птичка своими рукамиДерево для глиняных птицДекоративное искусство. Первые шагиЧиталкаТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки Склад

Что может пойти не так?

Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке.



Дети рисуют монстров

Почти все родители рано или поздно сталкиваются с разными штампами детской психологии. Одним из самых распространенных клише, навязываемым этой специфической педагогоко-наукой, является постулат о том, что детские рисунки способны проявить психологические переживания и выявить скрытые комплексы и кризисы личности ребенка. По сути, сама по себе эта мысль несет в себе здравое звено. Беда только в том, что подчас увлеченные своей правотой педагоги и психологи не столько анализируют рисунки и выявляют личные особенности творчества конкретного ребенка, сколько подравнивают всех детей под некий средний стандарт.

Черный цвет - плохо. Один родитель в отрыве от другого - плохо. Насилие - плохо. Монстры и пришельцы - тоже плохо. И так далее, и тому подобное. В готовы детей явно и неявно закладываются стереотипы того, что они должны рисовать, чтобы быть "правильными" - синее небо с солнечным кругом, домик с треугольной крышей и непременной трубой, дерево-растопырку и зеленую траву. (Ну и что, что ребенок городской и домики с трубой видет только на картинках? Заведено так, что должна быть труба. Не надо лепить вместо трубы антенну или спутниковую тарелку, это неправильно!) Категоричность ряда воспитателей и педагогов приводит к подавлению свободы творчества - и любые попытки понять, что в действительности пытался выразить ребенок рисунком, обречены на провал.

Главное в творчестве детей - самовыражение. Не нужно мешать им рисовать то, что они хотят и могут, даже если сюжеты и выразительные средства кажутся кому-то странными, "неправильными" или даже пугающими. Для того, чтобы вырастить полноценную творческую личность, нужно дать ей с самого раннего возраста ощущение кайфа, удовольствия от рисования, лепки, любых творческих занятий.

И в любых попытках анализа детских рисунков важно помнить об индивидуальном подходе. Все дети разные. Даже если дети рисуют нечто вроде бы похожее, для каждого в отдельности тот же домик с трубой могут значить принципиально разные ассоциации и впечатления. (У одного ребенка добрая ласковая бабушка и для него поездка в загородный дом - праздник, у другого дом ассоциируется с неприятными впечатлениями от визита к равнодушной или даже злой тетке, к примеру). Невозможно составить впечатление о сторонах личности ребенка только по рисунку. Важно знать особенности его жизни, побеседовать с ним самим, с родителями.
Если иной психолог говорит, что он понял все проблемы ребенка только по его рисункам - я не поверю, потому что даже рисунки войнушки, взрывов, ядерных грибов и любого ужаса могут быть всего лишь впечатлениями от случайно (или неслучайно) увиденного по телевизору, в интернете, в журнале родителей.

Не следует придавать слишком уж много значения конкретике образов и цветовой гамме. Пусть будут монстры, пусть будет черный цвет. Если у ребенка действительно есть какие-либо проблемы, он может выплеснуть их на бумагу, может таким образом помочь себе. Если ребенку просто доставляет радость экспериментировать с цветами и формами - не надо подавлять его естественные импульсы.
Творчество многих художников начиналось с неприятия современниками и метрами живописи (Многим повезло - психологов в настоящем понимании этой профессии до недавнего времени не существовало). Тем не менее, именно особенности неповторимого индивидуального стиля позволили им стать известными и признанными живописцами.

Пусть дети просто рисуют. Позвольте им стать если не великими живописцами, то художниками-любителями. Рисование - чудесный отдых и замечательный способ самовыражения.

Устинова Даша - Рыба

Полосатая рыба на четырех ножках-спичечках. Еще немного - и получится концепция рекламного образа или логотипа.

Устинова Даша - Лошадь

Образ можно прочесть как Лошадь, склонившую голову пощипать травку, или как кого-то крупноглазого с длинным загнутым хвостом. Двуликость часто свойственна детям - возможно, таким образом они выражают лицемерие мира, которое ощущают подчас болезненно, подчас с юмором. А может, просто в процессе творчества задумка изменилась.

Устинова Даша - Мышь

Здесь есть тяготение к абстракционизму, скорее всего не естественно изобретенному, а подсмотренному в окружающем мире. Вокруг детей слишком много подчас пиктограмм, символических указателей, различных абстрактных фигур и человечков. Сбалансированность геометрическим формам Мыши(?) придают ножки-противовесы. Композиция лаконична и завершена. Выбранная красно-коричневая гамма в данном случае - не агрессивность, а указание на то, какие банки гуаши получил конкретный ребенок при дележе коробки.

Устинова Даша - Паук

Очень яркий цветной образ. В чем-то симпатичный. А весь рисунок на удивление выдержан по композиции и симметрии.

Устинова Даша - Скорпион

Изображенное существо я назвала Скорпионом. Красное тело опутывают какие-то черные линии, вокруг кружится рой черных мух - несомненно, можно увидеть в изображении агрессию. Но известно, что скорпионы обороняются, поднимая хвост с ядовитым жалом. На картинке существо крепко стоит на всех лапах, и оно, скорее не нападает, а защищается. Ярко, красиво - и экспрессивно.

Устинова Даша - Тигрожираф

Тигрожираф трогателен и уязвим. Это видно сразу, и очевидно хочется его пожалеть и помочь. Странный эффект достигается простым визуальным приемом - ноги существа смещены резко к хвосту, и создается ощущение, что голова вот-вот перевесит - и монстр попросту упадет. Так и хочется, его, бедного, поддержать. Манипуляция? Сознательное или нет достижение заданной эмоции зрителя? Или просто детский просчет в распределении ног по туловищу?

Банальное резюме: доверяйте своему ребенку больше, а малознакомым психологам - меньше.
А если хотите узнать. что же нарисовал ребенок - покажите его рисунок другим детям. Подчас можно узнать куда больше интересного.

М.А.Шалымова,
На странице представлена серия рисунков Устиновой Даши, 5 лет

Следующая страница: Картины из пластилина

• Главная   • Творчество   • Дети рисуют монстров  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2025
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитани¤.
о проекте
контакты
карта сайта