| |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии
Прогулки Склад
Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл (Джон Голсуорси)
|
Традиции культурные, образовательные и воспитательные
Детские образы в русской живописи Время утратило власть над героями портретов. Проходят годы, мелькают эпохи, сменяются политические системы и нравственно-этические ориентиры, но все те же дети смотрят на нас с живописных полотен, все так же ясны их глаза, и все те же вопросы задают они из прошлого – настоящему и будущему.
Детские образы в русской скульптуре Тему детства можно справедливо назвать прекрасной и вечно вдохновляющей художников. Почти все известные мастера обращались к изображению детей. Об этом свидетельствует наследие мировой культуры, произведения античной скульптуры, дошедшие до наших дней. В русском искусстве XVIII-начала ХХ века детей изображали многие знаменитые скульпторы. В XVII веке — это художники преимущественно иностранного происхождения, приглашенные Петром I из разных стран для выполнения скульптурных работ в новую, строящуюся столицу – Санкт-Петербург.
Старинные деревянные игрушки Игрушка — область творчества, в которой ярко проявляется художественная природа народного искусства, характерное для него сочетание фантазии и реальности. Даже примитивные формы игрушек заключают в себе начальные понятия о реальности и пробуждают фантазию ребенка. В Государственном Русском музее хранятся деревянные игрушки главным образом XIX-ХХ вв. Эта коллекция с достаточной полнотой рассказывает об игрушечном производстве Русского Севера, Подмосковья и Поволжья.
Деревянные игрушки Сергиевого посада и села Богородское Игрушки выполнены крупными срезами плоскостей с сохранением резких углов и граней деревянного бруска, а затем тщательно расписаны эмалевыми красками. Сергиевские игрушечники, очевидно, видели гравюры с картин западноевропейских и русских живописцев, листы из модных журналов. Романтизм эпохи Отечественной войны 1812 г. питал сергиевскую игрушку на протяжении всего XIX в.
Народные глиняные игрушки В обширной коллекции Русского музея представлены также глиняные игрушки из многих районов Центральной России и Европейского Севера. Самые ранние произведения датируются XIX — началом ХХ в. Некоторые из них находились в музее еще до образования отдела народного искусствам историко-бытовом отделе. Основная же часть, в которой оказались очень редкие экземпляры, поступила в 1938г. из Кустарного музея. В последующие годы собрание пополнялось, главным образом, изделиями советских мастеров.
Глиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слобода Исполненные с большим мастерством игрушки — свидетельство расцвета этого удивительного самобытного искусства в 1930 — 1940-е гг. Игрушкой занимались гончары деревни Гринево и других окрестностей Каргополя Архангельской области. Сюжеты мастера черпали из повседневной жизни: крестьянка с птицей или корзинкой, дама с муфтой, охотник, солдат с трубкой, гармонист, катание в санях, различные животные.
Плешковская глиняная игрушка Плешковскую миниатюру искусствоведы называют патриархальной, самобытной, утверждают, что ей удалось сохранить удивительную простоту и монументальную форму. Расцвечивали плешковские скульптуры в две краски: красную — зеленую, красную-синюю. Мастер покрывал поверхность изделия, как правило, округлыми и овальными пятнами. Красота формы, изысканность силуэта, праздничность и незатейливость росписи делали плешковскую игрушку привлекательной и доступной для детей любого возраста.
Царские игрушки В Сергиевом Посаде под Москвой существует музей игрушки. В его коллекции много экспонатов, которые до 1918 года находились в царских дворцах: Александровском, Гатчинском, Екатерининском под Петербургом, а также в Ливадийском в Крыму. Дети из царской семьи играли в куклы и солдатики, качались на лошадках, развлекались порхающими птичками в клетках, занимались путешествиями по морям и океанам, по разным странам и материкам, играли в разные настольные игры.
Каргопольские тетерки Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору солнечного равноденствия - когда день меряется с ночью, пекут в здешних деревнях «тетерки». Пожилые женщины рассказывают, что прежде в «тетерочный день» все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы — тетерки своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.
«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX века Одна из замечательных страниц художественно-издательского дела и образовательной, просветительской деятельности России начала ХХ века связана с именем московского книгоиздателя И. Н. Кнебеля. Кнебель был сторонником наглядного метода обучения, пропагандистом передовых педагогических взглядов. Выпущенные им школьные пособия стали образцом не только для русских, но и для зарубежных издателей. К ним, в первую очередь, относятся «Картины по русской истории», выходившие в 1908 — 1913 годах. Замысел издания возник как бы в ответ на выход в Лейпциге серии картин для школьного преподавания, составленной немецким историком культуры А. Леманом. Захотелось сделать лучше, точнее, а главное — для своего, русского, юного читателя-зрителя.
Два путешествия поэта Александр Сергеевич Пушкин без преувеличения был одним из активных путешественников своего времени. Но особое место в его жизни занимали поездки из Петербурга в Москву и обратно, и, конечно, Петербургский тракт. Из 35 раз, когда поэт въезжал в Москву или выезжал из нее, 23 раза он следовал по этой дороге.
| |