Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки Склад

Жизнь – это то, что происходит, когда ты строишь совсем другие планы. (Джон Леннон)



Царские игрушки

Игрушки и различные детские забавы известны с древнейших времен. Их изготовляли из глины, дерева, папье-маше, бересты, тряпок. Богатые и бедные для своих малышей всегда стремились сделать погремушку или свистульку, лошадку, повозку, куклу. С развитием в XVIII веке фабрик постепенно стали использоваться детали из металла, фарфора, производство игрушек усложнялось.

В Сергиевом Посаде под Москвой существует музей игрушки — чего там только нет! В его коллекции много экспонатов, которые до 1918 года находились в царских дворцах: Александровском, Гатчинском, Екатерининском под Петербургом, а также в Ливадийском в Крыму. Дети из царской семьи играли в куклы и солдатики, качались на лошадках, развлекались порхающими птичками в клетках — это механическая игрушка; занимались путешествиями по морям и океанам, по разным странам и материкам - это специальное лото; были разные настольные игры. Игрушек приоткрывают одну из малоизвестных страниц отечественной истории.

Настольная игра «Путешествие вокруг света»
Настольная игра «Путешествие вокруг света».
Начало ХХ века.


Игра в солдатики - любимое увлечение мальчишек вот уже не одно столетие. Вначале их вырезали из бумаги, наклеивали на картон, раскрашивали и устанавливали на специальное основание, чтобы легче было передвигать. Потом стали делать из дерева, папье-маше, отливать из олова. В музее можно увидеть различные фигурки, которые в свое время приобрели в немецком городе Нюрнберге. Это, наряду со Страсбургом и Кобургом, самый прославленный центр изготовления оловянных солдатиков вплоть до сегодняшнего дня. Обычно их раскладывали по лубяным коробочкам, на крышках которых наклеивались этикетки с указанием где сделаны солдатики. В таких упаковках оловянные игрушки рассылались по разным странам.

Игрушечные солдатики начала XX века
Уланы.
Дерево, роспись. Начало ХХ века.

Бивуак (кавалерист, солдатики, палатки, штандарт, полевая пушка).
Рубеж XIX — ХХ веков.

Бивуак (часовые, караульные будки, палатки, шатры, штандарты, ружья в пирамидках).
Олово, роспись. Начало ХХ века. Нюрнберг. Германия.

Солдатики в берестяных коробочках.
Нюрнбергская фабрика Гейнрихсена.
Конец XIX века. Германия.

Фигурки делались плоскими, объемными, мелкими и достаточно крупными. Каких только воинов не увидишь в этих комплектах! Здесь и русская армия, которой командовал М И. Кутузов, войска Наполеона, драгуны, кирасиры, пехотинцы, саперы. Из солдатиков можно разыграть любую баталию, научиться менять расположение полков, совершать переходы. Среди фигурок имеются марширующие и бегущие, падающие под пулями и мчащиеся на конях, знаменосцы и трубачи, а также великое множество военных атрибутов — шатры и палатки, артиллерийские орудия, штандарты, составленные в пирамиду ружья, караульные будки, даже дымящие, готовые взорваться пушечные ядра.

Игрушечная корабельная пушка начала XX века
Пушка корабельная.
Начало XX века.

В музейном собрании есть замечательная корабельная пушка. Ее башня поворачивается, цепь для подачи боеприпасов опускается и поднимается, потому что в основании-лафете имеются специальные рукоятки и рычаги. Она почти как настоящая. Даже стреляла, по-видимому, снарядиками-пистонами, так как на казенной части ствола сохранился нагар. Эта пушка, оловянные солдатики, как и разные полевые и крепостные орудия, находились в детских комнатах Александровского дворца, где жили дети царя Николая II: его сын, великий князь Алексей, и дочери, чья жизнь трагически оборвалась в Екатеринбурге.

Но не только в начале XX столетия царские детишки играли в покупные игрушки. Раньше, как сообщает известный историк И. Забелин, живший более ста лет тому назад, для мальчиков и девочек царского дома также покупали лошадок — коньков, кукол и всякие другие «потешки». Например, в конце XVII века отец Петра I, Алексей Михайлович, будучи младенцем, играл с конем немецкой работы, с «картами»— картинками, имел игрушечные латы, «сделанные немчином Петром Шальтом». Для маленького Петра Алексеевича тоже покупались игрушки. И так из поколения в поколение — мальчикам одни, девочкам другие.

Лиса и танцующие зайцы. Игрушка начала XX века
Лиса и танцующие зайцы (заводная игрушка).
Рубеж XIX — XX веков.

Куклы с фарфоровой головкой ценились высоко. Но если тело, руки, ноги выполняли в самых разных мастерских, то головки делались на фарфоровых предприятиях. Например, на небольшом частном заводе, принадлежавшем одному из членов семьи Бенуа в Петербурге. Однако много их, видимо, привозилось из-за рубежа. Куклы с фарфоровыми головками, милыми улыбающимися личиками и закрывающимися глазками пользовались популярностью во второй половине ХIХ — начале ХХ века.

Облик таких игрушек был поразительно реальным. Девочки такую куклу воспринимали как некую подружку. Делали в это время даже говорящие куклы. В Эрмитаже хранится кукла-барыня в очень богатом костюме, одетая по всем правилам — в нижнем белье с кружевами, верхнем платье из кружев на шелковой подкладке, с многочисленными оборками, рюшками, бантами. На голове кружевной капор с лентами. Кукла напоминает многие изображения на портретах, а с иных портретов на нас глядят настоящие «живые куклы». И на выставке в этом можно было убедиться.

Одной из звёзд музейной коллекции является боярышня из Александровского дворца. Прелестное личико прикрыто жемчужной поднизью украшением, спускающимся от высокого нарядного кокошника на лоб. Белая шелковая рубашка видна лишь частично, так как ее закрывает сарафан с вышивкой бисером под жемчуг и цветными стеклами под драгоценные камни. На ногах алые носочки и атласные красные туфельки с клеймом фирмы.

По-видимому, куклы одевались в мастерской, а дополнительная одежда могла покупаться отдельно. Примером тому служит соломенная шляпка, различные рубашки, нагрудники и даже золотистые сапожки, имеющие фигурный каблучок, кожаную подошву, металлические колечки, через которые пропускается для шнуровки желтая шелковая лента. Подкладка у этих восхитительных сапожек атласного шелка и имеет клеймо: «Торговый дом Н. М. Старков и К Москва. Ильинка». Стало быть, такую обувь для куклы можно было купить в Москве. Каждая из пар, по существу, может считаться маленькой моделью, в которой сапожник проявил мастерство и вкус. Несмотря на то, что обувь и одежда шились для кукол, в них получила отражение мода определенного времени.

Для таких кукол делалась и игрушечная мебель, которая также была представлена на выставке. Даже в ее форме и пестрой ситцевой обивке вновь узнаются особенности мебели для взрослых. Раз делалась мебель, то, естественно, была и посуда. На императорском фарфоровом заводе в Петербурге, на частных заводах выпускали отдельные предметы и целые сервизы, украшенные росписью и переводными картинками — деколями с изображением цветов, животных и птиц. Тонкий черепок фарфора, белизна массы, различные формы, окраска все создавало иллюзию того предметного мира, который окружал ребенка в жизни. Игрушка не была абстрактной, лишь отчасти напоминающей нечто реальное. Она обучала, приучала ребенка к тому, с чем предстояло столкнуться в дальнейшем.

В конце ХIХ столетия особенной популярностью пользовались плюшевые медведи, кошки, собачки. Они нравилось детям и взрослым. Ими играли и в петербургских дворцах.

Любопытные сведения о царских игрушках сообщались в «Московском листке» за 1900 год. Последняя наша императрица Александра Федоровна старалась возбудить в детях вкус к простоте. Например, роскошные куклы, подаренные великим княжнам их престарелой бабушкой — королевой Викторией, давались детям только в торжественные дни. В остальное время княжны играли более простыми игрушками. Основу же воспитания нескольких поколений царских детей составляли слова знаменитого писателя В. А. Жуковского: «Я полагаю, что в царских детях следует воспитать детей людей, а уже затем перейти к воспитанию принцев или князей».

К сожалению, не на каждой кукле поставлены клейма, то есть указан знак фирмы, где ее изготовили. Обычно на затылке можно увидеть цифру или отдельную букву, реже указание на фабрику. На одной из фарфоровых головок оттиснута надпись: «1915 Журавлев и Кочешков Москва». И это как документ, который говорит, что фарфоровые головки для роскошных улыбающихся кукол с закрывающимися глазами делали в России.

Возможно, глядя на разнообразие игрушечных форм, и сегодняшнему зрителю захочется сделать для детей немного больше, чем простые штампованные игрушки. Пусть какая-то из них станет более дорогой, другая дешевой, одна более красивой, другая более конструктивной, но они должны быть самые разные, на любой вкус и возраст.

И. Уханова

Старинные новогодние игрушки и новогодние подарки представлены на сайте Новогодняя игрушка. Кроме фотогалереи ёлочных украшений на сайте представлены методики самостоятельного изготовления новогодних игрушек из различных материалов, схемы упаковки подарков, фольклорные и литературные произведения, связанные с темой нового года и игрушек.

Следующая страница: Каргопольские тетерки

• Главная   • Традиции   • Царские игрушки  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта