Родительские истории    Parents-tale.ru  
     
         Мастерская     Практикум     Читалка     Творчество     Традиции     Музеи     Прогулки     Склад  
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсииПрогулки и приключенияСклад

Желание ребёнка помочь в каком-либо деле обратно пропорционально его способности выполнить эту работу.



«Картины по русской истории».
Учебное пособие начала XX века.

Общественный интерес к истории неразрывно связан с определёнными идейными приоритетами и толкования тех или иных событий подчас получают иное толкование спустя десятилетия и столетия. Восстанавливая разорванную связь времен, придется «копать» глубокие пласты документальных свидетельств, но вместе с тем изучать и художественное отображение истории, эмоциональный отклик на исторические события, отображённый в графике и живописи.

Одна из замечательных страниц художественно-издательского дела и образовательной, просветительской деятельности России начала ХХ века связана с именем московского книгоиздателя И. Н. Кнебеля.

Кнебель был сторонником наглядного метода обучения, пропагандистом передовых педагогических взглядов. Выпущенные им школьные пособия стали образцом не только для русских, но и для зарубежных издателей. К ним, в первую очередь, относятся «Картины по русской истории», выходившие в 1908 — 1913 годах.

Замысел издания возник как бы в ответ на выход в Лейпциге серии картин для школьного преподавания, составленной немецким историком культуры А. Леманом. Захотелось сделать лучше, точнее, а главное — для своего, русского, юного читателя-зрителя. Кнебель привлек к работе известного историка и педагога С. А. Князькова, который составил план и написал пояснительный текст к каждой картине.

Было отобрано более 50 сюжетов, отражавших характерные периоды российской истории: киевский, владимиро-суздальский, московский и, наконец, общероссийский. Но кого привлечь к написанию оригинальных исторических полотен? Тут Кнебель проявил высокий вкус и большую компетентность, о чем говорит список авторов — лучших тогдашних мастеров обеих русских столиц. Москвичи Сергей Иванов, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Борис Кустодиев проиллюстрировали первые три периода, четвертый — петербуржцы Александр Бенуа, Дмитрий Кардовский, Евгений Лансере, Михаил Добужинский и Владимир Чемберс. Известный живописец и педагог С. Иванов внес самый заметный вклад в издание, выполнив 18(!) исторических картин. А. Бенуа и Д. Кардовский создали по семь произведений.

Первым из художников, с кем Кнебель поделился замыслом, был В. Серов. Он стал и автором самой известной картины серии «Петр Великий (Петр I)», Академик И. Э. Грабарь писал о ней: «Такого подлинного Петра мы до того не видели... Школьная картина силой счастливого вдохновения развернулась почти во фреску».

Разница в технике исполнения картин (масло, акварель, гуашь, темпера, автолитография) создавала немалые трудности при репродуцировании их одним способом — хромолитографией. Кнебель сделал все от него зависящее. заказ был отдан в первоклассную европейскую типографию. Отпечатали, как сказано, очень точно воспроизводя краски и техники, а ведь репродукции (66х88 см) почти соответствовали размерам оригиналов!

Русская педагогическая наука высоко оценила новое школьное пособие. Красочные репродукции исторических картин привлекали внимание преподавателей и учащихся не только сюжетом, но знакомили с творчеством крупнейших мастеров изобразительного искусства. «Картины по русской истории» приобретали многие гимназии, а частные лица вставляли полюбившиеся сюжеты в рамы и вешали в кабинете или гостиной.

Через некоторое время 30 репродукций переиздали в виде художественных открыток. Столь дешевое пособие было доступно практически всем — учащиеся получили возможность детально знакомиться с материалом. Кнебелевские открытки до сих пор служат образцом высокохудожественной печати и пользуются особым спросом у филокартистов.

М. Торчинская

Некоторые из открыток комплекта «Картины по русской истории»


А. Васнецов. Новгородский торг
А. Васнецов.
Новгородский торг.

По замыслу художника картина изображает торговую площадь в Новгороде в период расцвета его политического и торгового могущества. Перед нами сердце купеческого Новгорода — площадь у храма Иоанна Предтечи на Опоках, в подвалах которого хранились важнейшие документы новгородской республики, общественная казна и ценнейшие товары. Рядом с церковью находились городские весы, эталонные для всех новгородских земель. У площади теснились богатые лавки и склады, здесь совершались сделки русских и иноземных купцов. Напротив Торговой стороны, за Волховом, Детинец и знаменитый храм святой Софии.


А. Васнецов. Монастырь в Московской Руси
A. Васнецов.
Монастырь в Московской Руси.

С небольших скитов, построенных в лесной глуши монахами-отшельниками, начиналось освоение русскими людьми неизведанных дальних краев на севере и востоке от Москвы. Постепенно вокруг первопришельцев собирались товарищи — монахи и послушники, скит превращался в небольшой монастырь, вместо убогой часовенки к небу возносился затейливо построенный храм. Живя трудом своих рук, давая полезные советы мирянам, распространяя знания, монахи обычно получали все более богатые пожертвования. Князья и бояре дарили монастырям земли и крестьян, которые должны были работать на монастырь. Постепенно такой вот монастырей становился феодалам, живущим за счет чужого труда. И тогда люди, искавшие «святой жизни», вновь уходили из него в леса, разнося по земле русское слово и христианскую веру.


С. Иванов. В приказе московских времен
С. Иванов.
В приказе московских времен.

Возникнув в конце ХV века, приказы являлись центральными правительственными учреждениями, которые ведали всеми областями государственного управления. Приказная волокита, взяточничество, крючкотворство, ехидный обман и неправосудие были притчей во языцех со времен их появления. Служащие приказов — подьячие — получали сравнительна небольшое жалованье деньгами и «кормом», а некоторые вообще должны были «кopмиться от дел», то есть на приношения просителей. Такие подьячие и изображены на картине за передним столом.


С. Иванов. Стрельцы
С. Иванов.
Стрельцы.

Стрелецкое войско — пешие и конные мушкетеры появились на Руси в 1540-х годах и сразу заняли видное место в русской армии, отличившись при покорении Казани и Астрахани, в Ливонской войне, борьбе с иноземными интервентами в первые десятилетия XVI I века. Стрельцы составляли своего рода гвардию, ударную силу войска. Однако, жившие своими слободами в городах, они неохотно выступали карателями и были уничтожены Петром I, когда стали сами участвовать в народных восстаниях. На картине изображен дозор стрельцов, охраняющих порядок в городе.


С. Иванов. Во времена раскола
С. Иванов.
Во времена раскола.

Разногласия между ревнителями благочестия по незначительным вопросам церковного ритуала и церковных текстов, вылившиеся в середине ХЧ11 века в яростный конфликт группы церковнослужителей с патриархом Никоном, превратились в раскол русской православной церкви. Картина показывает, как в города и села приезжали представители официальной церкви, чтобы с помощью местных властей искоренить старые книги и древние обычаи. Мы видим, как люди сочувствуют защитникам старых книг, все внимательнее слушают их, стараются разобраться, что же в них вызвало гнев страшной и ненавистной власти.


Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси
Б. Кустодиев.
Школа в Московской Руси.

Начальные школы, наподобие той, что изобразил художник, в XVI и XVII веках существовали практически во всех городах и селах России и Сибири. Средства на школу давали родители, причем учитель занимался одновременно с детьми разных возрастов: одни учили буквы и читали по складам, другие в это время изучали скоропись. Кроме чтения и письма, школьники обязательно должны были научиться читать ноты и петь. Часть учеников уходила после занятий домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили и питались при школе — поэтому художник изобразил большой горшок с кашей. К началу царствования Петра I в России владели грамотой все священники и купцы, более 60 процентов дворян и монахов, до половины посадских людей и около 15 процентов крестьян.


Е. Лансере. Флот Петра Великого
Е. Лансере.
Флот Петра Великого.

Создание военно-морского флота России обычно связывают с деятельностью Петра I, хотя это неточно. Регулярные боевые корабли начали строиться в XVII веке с конца 60-х годов для защиты водных коммуникаций на Волге и Каспии. Война с Османской империей и Крымом заставила правительство царя Алексея Михайловича заложить верфи под Воронежем, на которых с 1672 года сооружались 25 боевых кораблей. Вскоре первая русская эскадра под командой замечательного военачальника Г. И. Косагова вышла в море «для промыслу над турецкими и крымскими берегами». При Петре I на Воронежских верфях в 1696 году были заложены новые корабли, действовавшие при взятии Азова. После сдачи Петром Азова этот флот был уничтожен. Однако русская флотилия, построенная в 1702—1704 годах на Сасьской, Олонецкой и Лужской верфях, участвовала в боях за выход в Балтику. Победы при Гангуте и Гренгаме положили начало славе русского флота.


А. Бенуа. Вахтпарад при императоре Павле I
А. Бенуа.
Вахтпарад при императоре Павле I

Поклонник всего прусского, Павел I стремился регламентировать каждый вздох подданных, ограничить привилегии дворянства, жестко централизовать государственный аппарат. Палочная дисциплина прусской армии механически переносилась на всю русскую военную и гражданскую службу, общественную и даже частную жизнь. Положительные идеи императора: стремление пресечь казнокрадство, сократить рекрутские поборы, ограничить эксплуатацию крестьян помещиками — не проводились в жизнь из-за непоследовательности и противоречивости натуры Павла I. Вахтпарады — один из них вы видите на картине — стали символом полной никчемности павловских нововведений.


В. Серов. Петр Великий
В. Серов.
Петр Великий.

Петр предстает на картине олицетворением могучей преобразовательном энергии, он влечет за собой спотыкающееся и еле поспевающее за государем дворянство. Не имея ни образования, ни четкого плана действий, Петр! сумел стать одним из крупнейших государственных деятелей России, оставив после себя сильное феодальное государство, надолго обеспечившее власть дворянства, самовластие чиновников и полиции бесправие народа».

Пояснительные тексты к картинам: А. Богданова, кандидат исторических наук


Дополнительная информация:
• Филокартия. Дореволюционные открытки
• Историческая живопись Сергея Иванова

Следующая страница: Два путешествия поэта

• Главная   • Традиции   • «Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX века  


 
    © Parents-tale.ru, 2009-2018
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта