Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки Склад

Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл (Джон Голсуорси)



Старинные деревянные игрушки

Из собрания Государственного Русского музея

Игрушка — область творчества, в которой ярко проявляется художественная природа народного искусства, характерное для него сочетание фантазии и реальности. Даже примитивные формы игрушек заключают в себе начальные понятия о реальности и пробуждают фантазию ребенка. «Невозможно найти в других областях художественного творчества более яркую символичность, больший технический лаконизм, претворение фантастики в какую-то убедительную реальность и подлинного реализма в сказочность», так писал об игрушке видный исследователь русского народного искусства В. С. Воронов.

В Государственном Русском музее хранятся деревянные игрушки главным образом XIX-ХХ вв. Эта коллекция с достаточной полнотой рассказывает об игрушечном производстве Русского Севера, Подмосковья и Поволжья. Некоторые уникальные игрушки ХIХ в. поступили в конце 1930-х гг. из музея игрушки в Сергиевом посаде и Кустарного музея. Собрание постоянно пополняется экспедиционными находками, произведениями советских народных мастеров-игрушечников, приобретениями у частных лиц.

Деревянная игрушка это малая форма скульптуры, отличающаяся особой пластической цельностью. Игрушечное производство донесло до нашего времени богатейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву, и хотя технические приемы нередко менялись, местные художественные традиции всегда сохранялись последующими поколениями народных мастеров.

Деревянные игрушки. XIX век. Онежский уезд Архангельской губ.
Кукла-панка. XIX век. Онежский уезд Архангельской губ.
Конь. XIX век. Онежский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей

Присущая игрушкам обобщенность пластической формы придает небольшим фигуркам монументальность. Особенно ярко это выражено в плотницких вологодских и архангельских игрушках. В коллекции музея есть небольшая кукла-«панка», созданная в XIX в. на Онежском полуострове. С большой круглой головой, глазами-впадинами; удивительно плавной линией шеи и туловищем, состоящим из четырехгранника и восьмигранника, она предельно лаконична и сохраняет черты своего древнего прообраза. Эта фигурка, потемневшая от северных ветров и дождей, напоминает языческих идолов.

Близка «панке» и другая северная игрушка конь. Зеленый коник, подаренный музею в 1939г. известным ученым Л.Г. Оршанским, отличается предельной простотой форм. Скульптура статична, но мастер наделил этот образ особой выразительностью. Резчик не стремился воспроизвести реального коня, не давал свой образ, а раскрывал общенародное его понимание. Он подчеркнул самое существенное: в плавных очертаниях силуэта намеком переданы маленькая голова, мощная грудь и тугая линия живота. Деревянный блок сохраняет цельность, и создается эпически величавый образ.

С традиционной солнечной символикой связаны игрушки из Кирилловского уезда Новгородской губернии. Идея движения определилась в пропорциях коня-каталки. Туловище вытянуто, резко очерчена голова. Образ солнечного коня выражен красным цветом традиционным фольклорным эпитетом. Окраска дополнена лаконичной росписью. Длинными тонкими мазками мастер передает гриву, упряжь и спицы колес. Остроконечные мазки удивительно гармонируют с характером резьбы.

Деревянные игрушки. Тройка. 1930-е гг.
Тройка. 1930-е гг. Район Городца Горьковской обл.
Государственный Русский музей

Свои стилистические особенности имеют игрушки из богатого художественными традициями Городецкого района Поволжья с его многочисленными игрушечными центрами. Городецкие игрушки — легкие, сборные. Их зачастую делали из щепок-отходов и тонких чурок. Автор уникальной «красной тройки» изобразил сильных, рвущихся из упряжи коней. Придавая мощным шеям характерные изгибы, мастер создает впечатление нетерпеливого движения. Широкие зеленые, черные и белые полосы обозначают упряжь, штрихи белого цвета — гриву, узор на коляске; лучистые звезды на шеях дополняют роспись, делают ее соответствующей «солнечной» окраске коней.

Деревянные игрушки. Пара коней в упряжке. 1930-е гг.
Пара коней в упряжке. 1930-е гг. Район Городца Горьковской обл.
Государственный Русский музей

Композиция другой игрушки более спокойна и уравновешенна. Исследователи считают, что такие упряжки с конями, окрашенными черной или лиловой краской, были своеобразным отражением «казенной» почты. Смелая резьба, определившая угловатый силуэт этой пары коней, подчеркивается напряженным колоритом росписи, построенной на сочетании черного и красного цвета, оживленной желтыми и белыми сочными мазками. Характер росписи роднит эти игрушки с народной городецкой живописью.

Куклы-моховики. Начало XX века. Вятская губ.
Куклы-моховики. Начало XX века. Вятская губ.
Государственный Русский музей

Обособленную группу игрушек представляют вятские моховики. В облике таких кукол отразились народные поверья о мифических существах, обитателях дремучих вятских лесов. Уникальные экспонаты сделаны из подручных материалов: мха, коры и шишек, которые подчеркивают в изображении этих лесных людей суровую мощь. Выразительная фактура материалов, однако, не является самодовлеющей. Моховики с их нахмуренными лицами замечательно передают творческую волю мастеров, подчинивших природные свойства материала своему замыслу — созданию образов и сказочных и загадочных.

Куклы-бабы. XIX век. Владимирская губ.
Куклы-бабы. XIX век. Владимирская губ.
Государственный Русский музей

В коллекции игрушек Владимирской губернии особенно замечательны куклы-бабы. Фигурки вырезаны обобщенно, как и у северной панки, намечены только голова и торс с тонкой талией. Но кукла ничем не напоминает древнего истукана. Это крестьянка нарядная и сильная женщина. Условная роспись передает цветастую юбку из набивной ткани, строгую кофту без украшений и высокий головной убор. Теплая и спокойная красочная гамма подчеркивает величавость образа.

Деревянные расписные игрушки. XX век. Полхов-Майдан Горьковской обл.
Деревянные расписные игрушки. XX век. Полхов-Майдан Горьковской обл.
Государственный Русский музей

В 1965 г. Русский музей приобрел большую коллекцию игрушек художницы Е.М.Беляковой, которая жила в Загорске (название г. Сергиев посад в советское время) и собирала материалы о посадских мастерских и коллекцию для местного музея игрушек. Она одна из первых обратила внимание на молодой промысел, возникший в Горьковской области, и стала собирать игрушку из села Полхов-Майдан. Из коллекции Беляковой в Русский музей поступили самые старые «тарарушки», сделанные в 1940-е гг. Это коробочки и грибы-копилки, выточенные на токарном станке и расписанные анилиновыми красками в селе Полхов-Майдан.

На крышках игрушечной посуды Полхов-Майдана располагаются пейзажи со сказочными яблонями, домиками над рекой и зелеными лужайками. Эти изображения привлекают своеобразной красочной гармонией, звучностью прозрачных красок и выражают непосредственное восприятие мира деревенскими художниками. Стенки круглых коробочек опоясаны фризовой росписью — это знаменитые полхов-майданские розы. Контуры веток очерчены черной тушью. Яркие цвета, ритмически чередуясь, акцентируют и дополняют друг друга. Создается броская и по-своему гармоничная гамма.

В другом пейзаже ощущение сказочности и покоя сменяется экспрессивностью крупных цветовых пятен, завихряющихся линий. Так выразился драматизм военных лет в работе вдовы солдата. Полхов-майданская роспись — значительное явление советского народного искусства, пример того, как усвоены старые традиции росписей Горьковской области, и вместе с тем опосредованно отражена современность.


М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская

Литература:
•  М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская. Игрушка - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  В.С.Воронов. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.
•  М.Якубовская. Игрушка Горьковского края. г. Горький, 1934, с. 5.
•  Т.И.Емельянова. Сложение стилистических особенностей городецкой росписи на прялках. — Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.
•  А.А.Салтыков. Майданские „тарарушки". — Декоративное искусство СССР, 1961, №11.
•  Н.В.Тарановская. Русская деревянная игрушка. Л., 1968.

Следующая страница: Деревянные игрушки Сергиевого посада и села Богородское

Предлагаем купить промо сумки с логотипом в Москве
• Главная   • Традиции   • Старинные деревянные игрушки  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта