Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумТворчествоЧиталкаТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии Прогулки Склад Что может пойти не так? Без отчаяния к жизни нет и любви к жизни (Альбер Камю) |
Старинные деревянные игрушкиИз собрания Государственного Русского музеяИгрушка — область творчества, в которой ярко проявляется художественная природа народного искусства, характерное для него сочетание фантазии и реальности. Даже примитивные формы игрушек заключают в себе начальные понятия о реальности и пробуждают фантазию ребенка. «Невозможно найти в других областях художественного творчества более яркую символичность, больший технический лаконизм, претворение фантастики в какую-то убедительную реальность и подлинного реализма в сказочность», так писал об игрушке видный исследователь русского народного искусства В. С. Воронов. В Государственном Русском музее хранятся деревянные игрушки главным образом XIX-ХХ вв. Эта коллекция с достаточной полнотой рассказывает об игрушечном производстве Русского Севера, Подмосковья и Поволжья. Некоторые уникальные игрушки ХIХ в. поступили в конце 1930-х гг. из музея игрушки в Сергиевом посаде и Кустарного музея. Собрание постоянно пополняется экспедиционными находками, произведениями советских народных мастеров-игрушечников, приобретениями у частных лиц. Деревянная игрушка это малая форма скульптуры, отличающаяся особой пластической цельностью. Игрушечное производство донесло до нашего времени богатейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву, и хотя технические приемы нередко менялись, местные художественные традиции всегда сохранялись последующими поколениями народных мастеров.
Присущая игрушкам обобщенность пластической формы придает небольшим фигуркам монументальность. Особенно ярко это выражено в плотницких вологодских и архангельских игрушках. В коллекции музея есть небольшая кукла-«панка», созданная в XIX в. на Онежском полуострове. С большой круглой головой, глазами-впадинами; удивительно плавной линией шеи и туловищем, состоящим из четырехгранника и восьмигранника, она предельно лаконична и сохраняет черты своего древнего прообраза. Эта фигурка, потемневшая от северных ветров и дождей, напоминает языческих идолов. Близка «панке» и другая северная игрушка конь. Зеленый коник, подаренный музею в 1939г. известным ученым Л.Г. Оршанским, отличается предельной простотой форм. Скульптура статична, но мастер наделил этот образ особой выразительностью. Резчик не стремился воспроизвести реального коня, не давал свой образ, а раскрывал общенародное его понимание. Он подчеркнул самое существенное: в плавных очертаниях силуэта намеком переданы маленькая голова, мощная грудь и тугая линия живота. Деревянный блок сохраняет цельность, и создается эпически величавый образ. С традиционной солнечной символикой связаны игрушки из Кирилловского уезда Новгородской губернии. Идея движения определилась в пропорциях коня-каталки. Туловище вытянуто, резко очерчена голова. Образ солнечного коня выражен красным цветом традиционным фольклорным эпитетом. Окраска дополнена лаконичной росписью. Длинными тонкими мазками мастер передает гриву, упряжь и спицы колес. Остроконечные мазки удивительно гармонируют с характером резьбы.
Свои стилистические особенности имеют игрушки из богатого художественными традициями Городецкого района Поволжья с его многочисленными игрушечными центрами. Городецкие игрушки — легкие, сборные. Их зачастую делали из щепок-отходов и тонких чурок. Автор уникальной «красной тройки» изобразил сильных, рвущихся из упряжи коней. Придавая мощным шеям характерные изгибы, мастер создает впечатление нетерпеливого движения. Широкие зеленые, черные и белые полосы обозначают упряжь, штрихи белого цвета — гриву, узор на коляске; лучистые звезды на шеях дополняют роспись, делают ее соответствующей «солнечной» окраске коней.
Композиция другой игрушки более спокойна и уравновешенна. Исследователи считают, что такие упряжки с конями, окрашенными черной или лиловой краской, были своеобразным отражением «казенной» почты. Смелая резьба, определившая угловатый силуэт этой пары коней, подчеркивается напряженным колоритом росписи, построенной на сочетании черного и красного цвета, оживленной желтыми и белыми сочными мазками. Характер росписи роднит эти игрушки с народной городецкой живописью.
Обособленную группу игрушек представляют вятские моховики. В облике таких кукол отразились народные поверья о мифических существах, обитателях дремучих вятских лесов. Уникальные экспонаты сделаны из подручных материалов: мха, коры и шишек, которые подчеркивают в изображении этих лесных людей суровую мощь. Выразительная фактура материалов, однако, не является самодовлеющей. Моховики с их нахмуренными лицами замечательно передают творческую волю мастеров, подчинивших природные свойства материала своему замыслу — созданию образов и сказочных и загадочных.
В коллекции игрушек Владимирской губернии особенно замечательны куклы-бабы. Фигурки вырезаны обобщенно, как и у северной панки, намечены только голова и торс с тонкой талией. Но кукла ничем не напоминает древнего истукана. Это крестьянка нарядная и сильная женщина. Условная роспись передает цветастую юбку из набивной ткани, строгую кофту без украшений и высокий головной убор. Теплая и спокойная красочная гамма подчеркивает величавость образа.
В 1965 г. Русский музей приобрел большую коллекцию игрушек художницы Е.М.Беляковой, которая жила в Загорске (название г. Сергиев посад в советское время) и собирала материалы о посадских мастерских и коллекцию для местного музея игрушек. Она одна из первых обратила внимание на молодой промысел, возникший в Горьковской области, и стала собирать игрушку из села Полхов-Майдан. Из коллекции Беляковой в Русский музей поступили самые старые «тарарушки», сделанные в 1940-е гг. Это коробочки и грибы-копилки, выточенные на токарном станке и расписанные анилиновыми красками в селе Полхов-Майдан. На крышках игрушечной посуды Полхов-Майдана располагаются пейзажи со сказочными яблонями, домиками над рекой и зелеными лужайками. Эти изображения привлекают своеобразной красочной гармонией, звучностью прозрачных красок и выражают непосредственное восприятие мира деревенскими художниками. Стенки круглых коробочек опоясаны фризовой росписью — это знаменитые полхов-майданские розы. Контуры веток очерчены черной тушью. Яркие цвета, ритмически чередуясь, акцентируют и дополняют друг друга. Создается броская и по-своему гармоничная гамма. В другом пейзаже ощущение сказочности и покоя сменяется экспрессивностью крупных цветовых пятен, завихряющихся линий. Так выразился драматизм военных лет в работе вдовы солдата. Полхов-майданская роспись — значительное явление советского народного искусства, пример того, как усвоены старые традиции росписей Горьковской области, и вместе с тем опосредованно отражена современность. М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская Литература: Следующая страница: Деревянные игрушки Сергиевого посада и села Богородское
Предлагаем купить промо сумки с логотипом в Москве
|
© Parents-tale.ru, 2009-2025 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитани¤. |
о проекте контакты карта сайта |
|