Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумТворчествоЧиталкаТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии Прогулки Склад Что может пойти не так? Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке. |
Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеИз собрания Государственного Русского музеяВ 1978 г. в Русский музей поступили уникальные игрушки XIX в., сделанные под Москвой в Сергиевом посаде и близлежащем селе Богородском. Эта коллекция была собрана замечательным русским гравером В.В. Матэ и уже в начале ХХ в. заинтересовала ученых. По желанию последнего владельца, народного артиста РСФСР Л. Ф. Макарьева, эти деревянные скульптурки были переданы в Русский музей и стали ценнейшими экспонатами собрания. Их авторы создали пластически ясные и выразительные образы, в которых чувство восхищения нарядами персонажей соединилось с мягким народным юмором. Игрушки выполнены крупными срезами плоскостей с сохранением резких углов и граней деревянного бруска, а затем тщательно расписаны эмалевыми красками. Сергиевские игрушечники, очевидно, видели гравюры с картин западноевропейских и русских живописцев, листы из модных журналов. Романтизм эпохи Отечественной войны 1812 г. питал сергиевскую игрушку на протяжении всего XIX в.
Гусар из коллекции В.В.Матэ изображен в мечтательной позе, с подзорной трубой в руках и огромным палашом. Барыня в сложном головном уборе и платье свободного покроя держит в руках крошечную моську и кутается в шаль, непременный атрибут женского туалета того времени. Тщательность скульптурной проработки дополняется тонкой и изысканной красочной гаммой. Эти достоинства игрушек ставят их в ряд лучших произведений народного искусства XIX в.
Народный идеал женской красоты в исполнении игрушек Сергиевого посада отразился в фигурках кормилиц. В них ощущается чисто народное понимание пластических и декоративных задач. Скованность позы воспринимается как признак особенной значительности кормилицы, а легкий наклон всей игрушки на зрителя — как величавый поклон. Художественные принципы этой группы игрушек обнаруживают их родство с куклами-бабами из Владимирской губернии.
В Русском музее хранится уникальная коллекция «болвашек» — деревянных форм для изготовления игрушек из папье-маше. Одна из них — «курильщик» — создана в мастерской Гавриила Салова в Сергиевом посаде и приписывается легендарному мастеру-балбешнику» Фигуркину. Выполненная из твердой породы дерева, фигурка толстого горбуна — сатирическое изображение купца-богатея. Это круглая скульптура. Обобщенная манера резьбы без лишней детализации позволяла сохранить в игрушке из папье-маше всю выразительность болванки, созданной талантливым мастером. Изображение крестьянки-кормилицы в народном искусстве всегда наделялось особым благородством. «Кормилица с младенцем» из той же мастерской Салова — пример создания образа поэтичного, одухотворенного, родственного изображениям русской женщины в живописи А.Г.Венецианова. Мастер выявил все пластические возможности дерева. Мягко переходящие друг в друга плоскости создают спокойный и уравновешенный силуэт. Обе болвашки являются уникальными образцами подмосковной игрушки первой половины XIX в.
Производство деревянных игрушек в селе Богородском возникло под непосредственным влиянием Сергиевого посада. Богородские резчики делали неокрашенную игрушку для сергиевских «красил». «Пляшущие крестьянин и крестьянка», «Мальчик под деревом», подаренные музею замечательным богородским мастером И. К. Стуловым, — пример сотрудничества художников из двух центров. Фигурки вырезаны в середине ХIХ века.
В отличие от сергиевских мастеров богородским резчикам была ближе крестьянская тематика. В фигурках пляшущих стариков мастер реалистически точно подметил черты крестьянского характера. Их облик немного комичен: крестьяне отплясывают сосредоточенно и серьезно, добросовестно, будто работают. Энергичная резьба подчеркивает четкие, синхронные движения танцующих. Головы крестьян укреплены на пружинках и раскачиваются. Традиция игрушки с движением оказалась в дальнейшем особенно плодотворной для богородских резчиков.
Богородских мастеров увлекала возможность передать в игрушке типичные черты людей различных сословий. В изображении монахов чувствуется ирония, их образы выразительны, предельно гротескны. Мастер остроумно использует форму тонкой щепки. В этом произведении неизвестного мастера проявились незаурядная выдумка и талант резчика.
Для богородских мастеров типичен интерес к изображению сцен из реальной жизни. В скульптурных группах как бы ведется рассказ о труде и быте крестьян, в них проявляется стремление авторов показать важность совершаемого. Сеятели и косцы, кузнецы и пастухи — сильные, крепкие люди, в их фигурах есть особое спокойствие. Традиции русской народной пластики и росписи живут и развиваются во многих старых центрах игрушечного производства. Опыт, накопленный поколениями, проявляется не только в традиционных сюжетах, он подсказывает обращение и к разнообразным современным темам. Смелая фантазия народных мастеров села Богородского, деревень Горьковской области воплощается в художественно-выразительных образах. М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская Литература: Следующая страница: Народные глиняные игрушки
Совет дня: Вот тут нашла богородскую игрушку (кузнецы) в Москве не очень дорого.
|
© Parents-tale.ru, 2009-2025 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитани¤. |
о проекте контакты карта сайта |
|