Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки Склад

Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке.



Детские образы в русской живописи

В искусстве Древней Руси не существовало портретов в современном смысле этого слова, однако иконописцы, соблюдая все каноны иконографии, придавали сакральным образам конкретные детские черты. Детство, младенческая чистота души имели большое значение в культуре христианской Руси. На иконах часто изображались дети, каким-либо образом прославившие свою недолгую жизнь: совершившие христианский подвиг либо безвинно принявшие мученическую смерть. По христианским представлениям жизнь не кончается со смертью, завершается лишь земной путь, а душа переходит к новому существованию. Поэтому умершие в раннем детстве, не успевшие обременить себя злом остаются вечными детьми, пребывают на небесах. Но ангельский облик детей в иконописи напоминает также и о том, что на протяжении веков смерть младенца была делом весьма обыкновенным.

С развитием и становлением светской живописи образы детей стали занимать всё большее место в изобразительном искусстве. Все крупные русские живописцы XVIII века работали над портретами детей. Важное место детский портрет занимал в творчестве Федора Степановича Рокотова. Портреты Рокотова - это блестящие по живописному мастерству работы, холодная, по преимуществу голубовато-зеленая гамма которых сочетается с поэтичностью психологической характеристики. Одна из известных работ - портрет великого князя Павла Петровича в детстве. В композицию мастерски введено овальное обрамление, вписанное в прямоугольный формат холста. Будущий император изображен с орденами: Св. Андрея Первозванного — высшим русским орденом, и голштинским, учрежденным в честь Павла,— орденом Св. Анны.

Ф.Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве
Ф.Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве.
Масло. 1761. 58,5 х 47,5 см


Глядя на радостное, открытое лицо Павла Петровича, трудно представить, что детство его никак нельзя назвать безоблачным. От рождения он был лишен Елизаветой Петровной родительского попечения и воспитывался под надзором самой императрицы, не исключавшей возможность передачи власти непосредственно ему, минуя родителей — Петра Федоровича и Екатерину Алексеевну. От природы впечатлительный и нервный, мальчик стал свидетелем многих событий, потрясших его: в год написания портрета отец его был коронован, а на следующий год — низвергнут и убит. Это и последующие времена неопределенности не могли не повлиять на характер наследника, развив в нем подозрительность, раздражительность.

Любимый старший внук Екатерины – Александр Павлович – будущий император Александр I показан неизвестным художником совсем маленьким, годовалым. Малыш, как и все его ровесники, в одной рубашечке, но рядом знак его достоинства: орден Св. Андрея Первозванного, который младенцы царского рода получали при крещении. Рождение Александра явилось большим государственным событием. «О сем великом благополучном происшествии,— читаем мы в «Санкт-Петербургских ведомостях» 1777 года,— возвещено жителям столицы 201 пушечным выстрелом с крепостей Петропавловской и Адмиралтейской».

Неизвестный художник. Портрет великого князя Александра Павловича ребенком
Неизвестный художник. Портрет великого князя Александра Павловича ребенком.
Масло. 1778. 80 х 64 см


Г. Р. Державин отозвался на событие одой «На рождение в севере порфирородного отрока». Екатерина внимательно следила за воспитанием внука, требовала купать ребенка в холодной воде, не нагревать его комнату выше четырнадцати градусов, одевать легко и свободно. «Любезная бабушка», как позднее называл ее Александр, написала даже несколько сказок для своего любимца. Самая знаменитая из них о царевиче Хлоре и розе без шипов.

Иначе выглядит близкая по времени акварель Александра Брюллова (брата знаменитого Карла) «Портрет графов Андрея Павловича и ветра Павловича Шуваловых». Нужно сказать, что графические работы рисунки, акварели имели в прошлом характер отчасти декоративный, памятный, исполняли ту же функцию, что позднее взяла на себя фотография. Так произошло и в данном случае. Портрет, представляющий собой шедевр графики, великолепный по рисунку и колориту, сделан в Неаполе, и дети изображены на фоне достопримечательности тамошних мест Везувия.

А.Брюллов. Портрет графов Андрея Павловича и Петра Павловича Шуваловых
А.Брюллов. Портрет графов Андрея Павловича и Петра Павловича Шуваловых.
Акварель. 26,8 х 20,7 см


Детские портреты создавались не только знаменитыми художниками. С середины XVIII вплоть до конца XIX века живописные портреты детей в разных техниках являлись единственной возможностью запечатлеть взросление ребёнка, а заказы на живопись стали доступны средним слоям населения. Большинство таких портретов может быть отнесено к кругу так называемого «наивного реализма». Термин этот указывает не столько на отсутствие у авторов профессиональной подготовки, сколько на характер мировосприятия: их отличает серьезность, зачастую бесхитростность, некоторая прямолинейность, и одновременно свежесть, искренность чувства, подкупающая зрителя. Авторы обстоятельно фиксируют все, что видят перед собой. Иногда на обороте оставляют пространные надписи, по которым можно узнать автора, кто изображен, когда и где.

Таким образом дошло до нас и имя Варвары Александровны Чихачевой, художницы первой половины XIX века. На обороте картины «Детская» сохранилась надпись, удостоверяющая, что ее написала дочь псковского губернатора В. А. Чихачева, урожденная Черкасова (сестра художницы, Ариадна, вышла замуж за чиновника особых поручений Льва Александровича Блока: поэт Александр Блок — их внук). Бесхитростная на первый взгляд картина, изображающая интерьер помещичьего дома, привлекает поэтичностью и теплотой. Комната пронизана светом, создающим ощущение уюта и тишины. Глядя на холст, невольно проникаешься сознанием ценности и значительности обыкновенной домашней жизни, к которому примешивается легкая грусть по безвозвратно утраченному.

В.Чихачева. Детская
В.Чихачева. Детская.
Масло. 1-я половина XIX века. 39 х 34 см


К тому же кругу «наивного реализма» можно отнести и двойной портрет Евгении и Екатерины Зайцевых кисти Платона Семеновича Тюрина. И это даже несмотря на то, что автор, крепостной по происхождению, учился в Петербургской Академии художеств. Работа исполнена с необыкновенной теплотой и любовью: отчасти это вызвано и личными обстоятельствами. Очевидно, Тюрин знал отца прелестных малюток Ивана Кондратьевича Зайцева, судьба которого была так схожа с судьбой самого автора. Бывший крепостной, Зайцев начал учиться в Арзамасской школе у А. В. Ступина, затем в Академии художеств в Петербурге. Впоследствии он долгие годы преподавал рисование в кадетском корпусе, был автором интересных мемуаров «Воспоминания старого учителя». Трогательные фигурки девочек в окружении пестрых цветов вызывают в памяти работы немецких мастеров первой половины XIX столетия.

П.Тюрин. Портрет дочерей художника И.К.Зайцева
П.Тюрин. Портрет дочерей художника И.К.Зайцева
Масло. 1847. 88 х 57,5 см


Для салонного направления, сформировавшегося во второй половине XIX века, характерны откровенное любование моделью, парадность и одновременно высокое живописное мастерство, виртуозное владение техникой.

Одной из характерных и значимых работ этого направления является парадный «Семейный портрет» К. Маковского. На нем изображены жена художника красавица Юлия Павловна, урожденная Леткова, и двое детей — Сергей Константинович (он стал художественным критиком, сотрудником редакции журнала «Аполлон») и Елена Константиновна — в будущем художница. Произведение отличают все качества, присущие направлению салонного искусства, и в первую очередь — культура письма, блестящая живописная техника.

К.Маковский. Семейный портрет
К.Маковский. Семейный портрет
Масло. 1882. 183 х 139 см


Акварель А. Кившенко изображает неизвестную девочку со скакалкой в руках. Серьезность, значительное выражение лица заставляли предположить — не ее ли наследственное владение тот замок, что изображен на заднем плане вдали? Так как о девочке мы ничего не знаем, то ничто не может опровергнуть и наше предположение.

А.Кившенко. Портрет девочки
А.Кившенко. Портрет девочки
Акварель. 1874. 46,7 х 32,2 см


В конце XIX-XX века искусство фотографии стало вытеснять нежные и тонкие акварельные портреты, предназначенные для домашнего любования и коллекционирования. Кропотливую работу портретистов заменила техника. Однако крупные живописцы вновь и вновь обращались к теме детских портретов. Особенный узнаваемый стиль присущ портретам Валентина Серова. Среди них привлекает внимание портрет великой княгини Ольги Александровны. Картина являлась этюдом для полотна «Александр III с семьей», не дошедшего до наших дней. В портрете Ольги художнику удалось добиться свежести, подлинной жизненности, сочетания импозантности с непосредственностью конкретного образа. Изображение Ольги Александровны особенно красиво по цвету, построено на игре тонких колористических нюансов.

В.Серов. Портрет великой княгини Ольги Александровны в детстве
В.Серов. Портрет великой княгини Ольги Александровны в детстве
Масло. 1893. 60 х 49 см


Совершенно иначе решена картина Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова «Обнаженный мальчик в саду». Лица изображённого почти не видно, оно скрыто полями шляпы. Тем не менее, это настоящий портрет с сильной психологической характеристикой модели. Пронизанная солнечными лучами атмосфера, яркая зелень передают ощущение бьющей через край жизни, радости. Мальчик, являясь частью этого мира, упрямо поворачивается спиной к свету, сложив руки на коленях и надув губы. В этой противоречивости заключается и удивительная достоверность образа.

В.Борисов-Мусатов. Обнаженный мальчик в саду
В.Борисов-Мусатов. Обнаженный мальчик в саду
Масло. 1898. 77 х 48 см


Первая половина XX века не оставила большого количества живописных портретов детей, вектора художественной мысли сместились в революционную эстетику борьбы. Тем интереснее творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Ленивая грация сквозит в посадке головы его портрета «Мальчика-узбека», разные грани взросления отражены в портретах «Девочки на пляже» и «Девушки в саду». Но, пожалуй, самая пронзительная работа художника - портрет годовалой дочери Елены. Младенец с необыкновенной серьезностью смотрит на нас, как пришелец из другого мира, стремясь понять смысл окружающей действительности. В детском взгляде вечные вопросы: «Откуда мы? Кто мы? Зачем мы здесь?»

К. Петров-Водкин. Портрет дочери художника Елены
К. Петров-Водкин. Портрет дочери художника Елены
Масло. 1923. 37 х 37 см


Время утратило власть над героями портретов. Проходят годы, мелькают эпохи, сменяются политические системы и нравственно-этические ориентиры, но все те же дети смотрят на нас с живописных полотен, все так же ясны их глаза, и все те же вопросы задают они из прошлого – настоящему и будущему.

Е.Столбова

Материал подготовлен при участии портала «Smalti.ru - вдохновение, творчество, искусство». На портале размещен цикл лекций по истории искусств, ряд материалов по иконописи и архитектуре, а также галерея работ современных художников.

Следующая страница: Детские образы в русской скульптуре

• Главная   • Традиции   • Детские образы в русской живописи  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта