Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки Склад

Без отчаяния к жизни нет и любви к жизни (Альбер Камю)



Детские образы в русской скульптуре

Тему детства можно справедливо назвать прекрасной и вечно вдохновляющей художников. Почти все известные мастера обращались к изображению детей. Об этом свидетельствует наследие мировой культуры, произведения античной скульптуры, дошедшие до наших дней.

Особенной любовью пользовались детские образы у мастеров эпохи Возрождения. С их произведениями можно познакомиться в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В русском искусстве XVIII-начала ХХ века детей изображали многие знаменитые скульпторы. В XVII веке — это художники преимущественно иностранного происхождения, приглашенные Петром I из разных стран для выполнения скульптурных работ в новую, строящуюся столицу – Санкт-Петербург.

Один из талантливых в этой плеяде — флорентийский мастер Б. К. Растрелли. Он создавал свои произведения из воска, глины, бронзы. В композиции «Анна Иоанновна с арапчонком» обратите внимание на мальчика, достоверно и выразительно показанного Растрелли. Фигурка отличается динамичным движением, характерным жестом рук — арапчонок подает Анне Иоанновне державу — символ царской власти. Образ запоминается детской непосредственностью, подвижностью, поразительно контрастирующей с величественной и грузной фигурой императрицы. Его одежда удивляет экзотичностью: на голове тюрбан, огромная сабля, висящая на боку, камзол, расшитый драгоценными камнями, высокие сапожки. Все это так виртуозно отлито в бронзе и тщательно прочеканено, что создает удивительную по красоте вещественность материала, убедительно реальный образ — одно из первых детских изображений в российской скульптуре XVI II века.

Б. Растрелли. Арапчонок, подающий императрице державу
Б. Растрелли. Арапчонок, подающий императрице державу.
Фрагмент группы «Анна Иоанновна с арапчонком».
Бронза. 1741.

Десятилетним мальчиком запечатлен Павел — будущий русский император в бронзовом бюсте, созданном в 1765 году французским скульптором Н.-Ф. Жилле. Точно переданы характерные черты лица — маленький, вздернутый носик, дугообразные брови, внимательное, сосредоточенное выражение. вилле плодотворно и успешно преподавал искусство пластики в Петербургской Академии художеств, открытой в 1757 году. Его ученики — Федот Шубин, Феодосий Щедрин, Иван Прокофьев, Михаил Козловский стали крупнейшими ваятелями, принесшими славу русскому искусству.

К лучшим детским образам принадлежит статуя М. И. Козловского «Психея», часто называемая «Девочкой с бабочкой». Миф о Психее привлекал еще античных художников. В нем рассказывается о том, что Психея была прекрасна, как Афродита. Уязвленная богиня послала Амура наказать Психею. Но тот был настолько поражен красотой девушки, что полюбил ее и оставил у себя с условием, что она никогда не увидит его лица. Однако Психея нарушила запрет. Этот момент увековечен, например, в известной статуе «Амур и Психея» в Летнем саду: Амур исчезает, а девушка отправляется в долгие и трудные поиски возлюбленного, которые счастливо заканчиваются. Козловский изобразил совсем маленькую девочку, сидящую и играющую с бабочкой. Проникновение в поэтический мир ребенка, мягкая пластическая лепка тела — особые достоинства этого произведения.

М. Козловский. Психея. (Девочка с бабочкой.)
М. Козловский. Психея. (Девочка с бабочкой.)
Бронза. 1801.

На протяжении XIX века русские скульпторы создали ряд статуй, изображающих мальчишек. Вот лучшие из них: «Мальчик, удящий рыбу» П. Ставассера, «Мальчик, просящий милостыню» Н. Пименова, «Мальчик в бане» С. Иванова, «Мальчик-скульптор» Ф. Каменского, «Мальчик, собирающийся купаться» И. Гинцбурга. Тема стала как бы традиционной, передаваясь от одного поколения мастеров к другому. Указанные произведения связывает не только общность замысла, но прежде всего единство подхода к его решению. Общим и главным для художников было чувство любви к ребенку, пристальное внимание к его занятиям, переживаниям, поведению. Поза, жест, движение фигуры, положение рук — все помогает создать выразительные, совершенно индивидуальные типы детей.

Сосредоточенность и напряженное ожидание подчеркнуты в лице «Рыбачка» — его наклонившейся вперед фигуре. Автор статуи Ставассер был награжден золотой медалью за «удачное выражение лица» и за «экспрессию» — динамичное движение, приданное мальчику.

П.Ставассер. Мальчик, удящий рыбу (Рыбачок)
П.Ставассер. Мальчик, удящий рыбу (Рыбачок)
Мрамор. 1839

Н. Пименов выполнил «Мальчика, просящего милостыню» в Риме, где находился для усовершенствования художественного мастерства и обучался рубке из мрамора. Его работу приняли с восторгом: о ней писали в художественных журналах, что она может быть поставлена в ряд с самыми знаменитыми творениями европейских ваятелей. Академия художеств удостоила его звания академика. Произведение покоряет искренностью, гармонией детского тела, показанного в дань античным традициям обнаженным. Ребенок вызывает сострадание и жалость, чувство щемящей тоски. Пименов привлек внимание к бедственному положению детей, вынужденных просить милостыню: обращением к социальной теме он перекинул мост к позднейшей скульптуре, ее развитию в 1870-е годы.

Н. Пименов. Мальчик, просящий милостыню.
Н. Пименов. Мальчик, просящий милостыню.
Мрамор. 1842.

Как и Пименов, С. Иванов за статую «Мальчик в бане» удостоился звания академика. Пластические особенности работы таковы, что автор смог передать и плавность движения тела, и мягкость линий, силуэта. Достигнут удивительный эффект как бы льющейся из шайки (которую в руке над головой держит малыш) воды. Иванов предполагал установить фигуру в фонтане, что еще более усилило бы общее впечатление.

С.Иванов. Мальчик в бане.
С.Иванов. Мальчик в бане.
Бронза. 1853.

Сосредоточенно занимающегося лепкой крестьянского мальчугана мы видим в знаменитой работе Ф. Каменского «Мальчик-скульптор». Она близка по характеру к предыдущей работе. Тепло и нежность излучает поэтичный образ. Выполненная в мраморе, статуя красива и изящна. Все перечисленные изваяния рассчитаны на круговой обход, рассмотрение со всех сторон, что дает полное и точное впечатление о скульптуре. В «Мальчике-скульпторе» Каменский выявляет национальные черты. В. В. Стасов писал, что это «русский крестьянский мальчик, сколько по типу лица и прически, столько же по костюму». В 1860-1880-е годы особенно усиливается интерес ко всему исконно русскому — национальным темам, образам людей, к отечественной истории. В числе созвучных этому произведений и работа «Мальчик-скульптор».

М. Чижов. Мать, обучающая дочь грамоте.
М. Чижов. Мать, обучающая дочь грамоте.
Гипс. 1878.

Интерес к жизни и быту народа, всестороннее и глубокое знание насущных проблем помогли М. Чижову в работе над произведениями «Крестьянин в беде» и «Мать, обучающая дочь грамоте». Это двухфигурные группы, в которых дети композиционно и тематически занимают важное место. Чижов показал сидягцего на пепелище крестьянина с сыном. «После пожара, когда у него осталась только своя рубашка да мальчик, сидит он на обгорелых остатках, подперев рукой опущенную голову. Около себя он держит своего ребенка, который наивно, со страданием будит своего отца, сидящего точно окостенелый» это описание принадлежит скульптору М. Антокольскому. Живя в эти годы в Риме, он посетил мастерскую Чижова и написал своему другу — критику Стасову, что у Чижова эта статуя будет «хорошим новым сюрпризом для нового искусства» — прогрессивного и актуального, затрагивающего острые темы современности. И. Репин тоже высоко оценил эту работу. Выполненная из мрамора, она находится в Третьяковской галерее, отлитая из бронзы в Русском музее.

М. Чижов. Крестьянин в беде
М.Чижов. Крестьянин в беде
Гипс. 1872

В начале 1870-х годов появилась группа «Дети, смотрящиеся в зеркало». Изображены две сестренки, внимательно разглядывающие себя в зеркало. Статуя так понравилась публике, что ее поместили в залах Эрмитажа (позднее она оказалась в Русском музее), а ее автора — Н. Лаврецкого удостоили звания профессора Академии художеств.

Н. Лаврецкий. Дети, смотрящиеся в зеркало.
Н. Лаврецкий. Дети, смотрящиеся в зеркало.
Мрамор. 1872.

Особое место дети занимали в творчестве И. Гинцбурга; он посвятил этой теме 35 работ. Еще будучи учеником Академии художеств, он создал статую «Мальчик, собирающийся купаться». Композиция, изображающая обнаженного мальчугана, упирающегося руками и ногами а каменистый берег, кажется, выхвачена прямо из жизни. Пальцем вытянутой ноги он будто прикасается к поверхности воды. Мы почти ощущаем его нерешительность. Мальчишеская непосредственность подчеркнута в напряженном, как струна, теле, в высоко поднятых плечах, в голове, прижатой к груди, Шаловливое и смешное выражение лица, закушена от напряжения нижняя губа, взгляд устремлен на воду — все точно наблюдено скульптором в натуре.

И.Гинзбург. Мальчик, собирающийся купаться
И.Гинзбург. Мальчик, собирающийся купаться
Бронза. 1886

Учитель и друг Гинцбурга-Антокольский писал о сюжетах из детской жизни: «Мне нравится уже то, что ты сильно их любишь и, наверное, вложишь в свою работу много души и искренности. Это столь же необходимо в искусстве, как и техника». «Мальчик, собирающийся купаться» понравился ему как первое серьезное произведение молодого скульптора, в котором сюжет «очень мил и хорошо исполнен».

В начале ХХ века к детским образам обращались П. Трубецкой, А. Голубкина, А. Матвеев.

Удивительно поэтичные произведения «Дети» и «Девочка с собакой» («Друзья») выполнены Трубецким. Уже в самом названии — «Друзья» — подчеркнуто нежное и ласковое отношение девочки к животному. Мастер любил детей, животных и в своем творчестве стремился передать единство человека с природой, их особую взаимосвязь.

П.Трубецкой. Дети
П.Трубецкой. Дети.
Бронза. 1900.

В двухфигурной композиции «Дети» изображены сидящие на скамье мальчики, положившие руки на плечи друг другу. Это братья Николай и Владимир — сыновья приват-доцента Московского университета С, Н, Трубецкого. Разные по возрасту, они думают каждый о своем, По настроению и образам скульптура близка портрету живописца В. Серова «Дети», где он написал своих сыновей.

Произведения Трубецкого проникнуты особым лиризмом. Скульптор постоянно говорил, что художник должен чувствовать поэзию природы. Он внес в искусство новые принципы творчества, новую форму. Его манера лепки-быстрая, почти эскизная, виден каждый мазок, остающийся в глине от движения пальцев, Скульптурная форма, объемы обобщены, сглажены, нет углов, острых граней, детали не выявлены. Создается богатая игра светотени, все плавно, мягко — особенности, идущие от работы с глиной.

Мы упомянули лишь часть произведений, созданных в разные эпохи, разными скульпторами, давшими индивидуальную интерпретацию этой темы, оставившими яркий неповторимый след в искусстве. Дети продолжают оставаться любимой натурой художников. Эта тема столь же волнует и мастеров — наших современников.

О. Кривдина, кандидат искусствоведения, 1990

Следующая страница: Старинные деревянные игрушки

• Главная   • Традиции   • Детские образы в русской скульптуре  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта