Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии Прогулки Склад Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке. |
Глиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаИз собрания Государственного Русского музеяКаргопольская глиняная игрушкаРусский музей обладает обширным уникальным собранием каргопольской игрушки 1930-х гг. Его составляют произведения И.В. Дружинина и безымянные экспонаты из коллекции А. С. Никольского. Исполненные с большим мастерством игрушки — свидетельство расцвета этого удивительного самобытного искусства в 1930 — 1940-е гг. Игрушкой занимались гончары деревни Гринево и других окрестностей Каргополя Архангельской области. Сюжеты мастера черпали из повседневной жизни: крестьянка с птицей или корзинкой, дама с муфтой, охотник, солдат с трубкой, гармонист, катание в санях, различные животные.
Выразительна пластика небольших приземистых игрушек. Упругая форма округлых юбок, согнутых рук, головы-шарика, обобщенная лепка придают облику фигурок суровые черты. Роспись игрушек Дружинина подчинена особой логике. „Кофты" женщин, мужские „кафтаны", головы зверей — дробные по лепке части фигурок — окрашены сплошь одним цветом, тогда как на выпуклых поверхностях — на юбках, спинах птиц-свистулек — расположены крупные орнаментальные мотивы. В выверенности пропорций, способе нанесения рисунка ощущается самобытность местной художественной традиции. Своеобразие каргопольской игрушки состоит в архаичности ее образов. В элементах орнамента — кругах, повторяющихся овалах, крестах, мотивах веточки — исследователи видят отголоски древних символов солнца, культа земли. Две фигурки из коллекции музея изображают женщин с обнаженной грудью. Одна — кормящая ребенка, другая держит миску с едой. Идеи кормления, плодородия, которые выражены в каргопольской игрушке, связывают ее с древней земледельческой культурой Севера. В коллекции музея есть также игрушки У.И.Бабкиной, К. П. Шевелевой и А. П. Шевелева 1960 — 1970-х гг. Они свидетельствуют об изменении художественного стиля и направления развития каргопольской игрушки, произошедшем в результате утраты традиционных крестьянских основ этого искусства. Филимоновская глиняная игрушкаКрупным промыслом глиняной игрушки была деревня Филимоново Тульской области. В 1960 — начале 1970-х гг. производство здесь заметно оживилось. Работы многих мастериц — А. Г. Карповой, А. Ф. Масленниковой, А. И. Карповой, Д.И. Лукьяновой, А.И. Дербеневой — были приобретены в музей во время экспедиций. В филимоновской игрушке сохраняются традиционные сюжеты солдат, барынь, животных.
Для них типичны вытянутые пропорции, роспись двумя-тремя анилиновыми красками в виде полос, розеток, елочек. У каждой мастерицы своя индивидуальная авторская манера. Среди животных-свистулек образной выразительностью и нарядной росписью выделяются коровы Е.И. Карповой. Крупными рогами увенчаны головы животных с круглыми прилепами-глазами. Дымковская глиняная игрушкаКоллекция дымковской игрушки в Русском музее самая многочисленная. В ней отражено творчество всех поколений мастериц — с 1930-х по 1970-е гг. Она дает возможность выявить эволюцию прославленного промысла, особенности авторских почерков А.А.Мезриной, Е.А.Кошкиной, Е.И.Пенкиной и других игрушечниц.
Собрание дымковской игрушки значительно пополнилось в 1970-е гг., когда были приобретены произведения с выставок, проводившихся в залах Русского музея. Среди них многофигурные композиции «Уржумская ярмарка» и «Сказка о царе Салтане», выполненные 3.В.Пенкиной для персональной выставки 1974 г., композиции и отдельные фигурки Е.И. Косс-Деньшиной, произведения юбилейной выставки пятнадцати дымковских мастериц среднего поколения, которые работают в промысле уже более двадцати лет. Дымковская игрушка — яркий пример жизненности традиционного искусства глиняной игрушки, ее успешного развития в наши дни. М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская Литература: Следующая страница: Плешковская глиняная игрушка
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |