Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки Склад

Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке.



Глиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слобода

Из собрания Государственного Русского музея

Каргопольская глиняная игрушка

Русский музей обладает обширным уникальным собранием каргопольской игрушки 1930-х гг. Его составляют произведения И.В. Дружинина и безымянные экспонаты из коллекции А. С. Никольского. Исполненные с большим мастерством игрушки — свидетельство расцвета этого удивительного самобытного искусства в 1930 — 1940-е гг. Игрушкой занимались гончары деревни Гринево и других окрестностей Каргополя Архангельской области. Сюжеты мастера черпали из повседневной жизни: крестьянка с птицей или корзинкой, дама с муфтой, охотник, солдат с трубкой, гармонист, катание в санях, различные животные.

Народные глиняные игрушки. 1930-1940е гг. Каргопольский район Архангельской обл.
Дама с миской. Кормилица. Медведь. Свистулька-птица. Зверь.
1930-1940е гг. Каргопольский район Архангельской обл.
Государственный Русский музей

Выразительна пластика небольших приземистых игрушек. Упругая форма округлых юбок, согнутых рук, головы-шарика, обобщенная лепка придают облику фигурок суровые черты. Роспись игрушек Дружинина подчинена особой логике. „Кофты" женщин, мужские „кафтаны", головы зверей — дробные по лепке части фигурок — окрашены сплошь одним цветом, тогда как на выпуклых поверхностях — на юбках, спинах птиц-свистулек — расположены крупные орнаментальные мотивы. В выверенности пропорций, способе нанесения рисунка ощущается самобытность местной художественной традиции. Своеобразие каргопольской игрушки состоит в архаичности ее образов.

В элементах орнамента — кругах, повторяющихся овалах, крестах, мотивах веточки — исследователи видят отголоски древних символов солнца, культа земли. Две фигурки из коллекции музея изображают женщин с обнаженной грудью. Одна — кормящая ребенка, другая держит миску с едой. Идеи кормления, плодородия, которые выражены в каргопольской игрушке, связывают ее с древней земледельческой культурой Севера.

В коллекции музея есть также игрушки У.И.Бабкиной, К. П. Шевелевой и А. П. Шевелева 1960 — 1970-х гг. Они свидетельствуют об изменении художественного стиля и направления развития каргопольской игрушки, произошедшем в результате утраты традиционных крестьянских основ этого искусства.

Филимоновская глиняная игрушка

Крупным промыслом глиняной игрушки была деревня Филимоново Тульской области. В 1960 — начале 1970-х гг. производство здесь заметно оживилось. Работы многих мастериц — А. Г. Карповой, А. Ф. Масленниковой, А. И. Карповой, Д.И. Лукьяновой, А.И. Дербеневой — были приобретены в музей во время экспедиций. В филимоновской игрушке сохраняются традиционные сюжеты солдат, барынь, животных.

Народные глиняные игрушки. Е.И.Карпова. Коровы. 1968. Филимоново Тульской обл.
Е.И.Карпова. Коровы. 1968. Филимоново Тульской обл.
Государственный Русский музей

Народные глиняные игрушки. А.Ф.Масленникова. Барыня с ребенком. Конец 1960-х. Филимоново Тульской обл.
А.Ф.Масленникова. Барыня с ребенком. Конец 1960-х. Филимоново Тульской обл.
Государственный Русский музей

Для них типичны вытянутые пропорции, роспись двумя-тремя анилиновыми красками в виде полос, розеток, елочек. У каждой мастерицы своя индивидуальная авторская манера. Среди животных-свистулек образной выразительностью и нарядной росписью выделяются коровы Е.И. Карповой. Крупными рогами увенчаны головы животных с круглыми прилепами-глазами.

Дымковская глиняная игрушка

Коллекция дымковской игрушки в Русском музее самая многочисленная. В ней отражено творчество всех поколений мастериц — с 1930-х по 1970-е гг. Она дает возможность выявить эволюцию прославленного промысла, особенности авторских почерков А.А.Мезриной, Е.А.Кошкиной, Е.И.Пенкиной и других игрушечниц.

Народные глиняные игрушки. Няня с детьми. Конец XIX века. Дымковская слобода
А.А.Мезрина. Няня с детьми. Конец XIX века. Дымковская слобода, г. Вятка.
Государственный Русский музей

Народные глиняные игрушки. Продавщица игрушек. 1944. Киров
Е.И.Пенкина, Е.И.Косс-Деньшина. Продавщица игрушек. 1944. г. Киров.
Государственный Русский музей

Собрание дымковской игрушки значительно пополнилось в 1970-е гг., когда были приобретены произведения с выставок, проводившихся в залах Русского музея. Среди них многофигурные композиции «Уржумская ярмарка» и «Сказка о царе Салтане», выполненные 3.В.Пенкиной для персональной выставки 1974 г., композиции и отдельные фигурки Е.И. Косс-Деньшиной, произведения юбилейной выставки пятнадцати дымковских мастериц среднего поколения, которые работают в промысле уже более двадцати лет. Дымковская игрушка — яркий пример жизненности традиционного искусства глиняной игрушки, ее успешного развития в наши дни.


М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская

Литература:
•  М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская. Игрушка - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  Л.А. Динцес. Русская глиняная игрушка. М.— Л., 1936.
•  И.Я. Богуславская. О каргопольской игрушке. Музей народного искусства и художественные промыслы. — Сборник трудов НИИХП. Вып. 5. М., 1972.

Следующая страница: Плешковская глиняная игрушка

• Главная   • Традиции   • Глиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слобода  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта