Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииДетские образы в русской живописиДетские образы в русской скульптуреСтаринные деревянные игрушки Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеНародные глиняные игрушкиГлиняные игрушки: Каргополье, Филимоново, Дымковская слободаПлешковская глиняная игрушкаЦарские игрушкиКаргопольские тетерки«Картины по русской истории». Учебное пособие начала XX векаДва путешествия поэтаМузеи, выставки, экскурсии Прогулки Склад Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке. |
Деревянные игрушки Сергиевого посада и села БогородскоеИз собрания Государственного Русского музеяВ 1978 г. в Русский музей поступили уникальные игрушки XIX в., сделанные под Москвой в Сергиевом посаде и близлежащем селе Богородском. Эта коллекция была собрана замечательным русским гравером В.В. Матэ и уже в начале ХХ в. заинтересовала ученых. По желанию последнего владельца, народного артиста РСФСР Л. Ф. Макарьева, эти деревянные скульптурки были переданы в Русский музей и стали ценнейшими экспонатами собрания. Их авторы создали пластически ясные и выразительные образы, в которых чувство восхищения нарядами персонажей соединилось с мягким народным юмором. Игрушки выполнены крупными срезами плоскостей с сохранением резких углов и граней деревянного бруска, а затем тщательно расписаны эмалевыми красками. Сергиевские игрушечники, очевидно, видели гравюры с картин западноевропейских и русских живописцев, листы из модных журналов. Романтизм эпохи Отечественной войны 1812 г. питал сергиевскую игрушку на протяжении всего XIX в.
Гусар из коллекции В.В.Матэ изображен в мечтательной позе, с подзорной трубой в руках и огромным палашом. Барыня в сложном головном уборе и платье свободного покроя держит в руках крошечную моську и кутается в шаль, непременный атрибут женского туалета того времени. Тщательность скульптурной проработки дополняется тонкой и изысканной красочной гаммой. Эти достоинства игрушек ставят их в ряд лучших произведений народного искусства XIX в.
Народный идеал женской красоты в исполнении игрушек Сергиевого посада отразился в фигурках кормилиц. В них ощущается чисто народное понимание пластических и декоративных задач. Скованность позы воспринимается как признак особенной значительности кормилицы, а легкий наклон всей игрушки на зрителя — как величавый поклон. Художественные принципы этой группы игрушек обнаруживают их родство с куклами-бабами из Владимирской губернии.
В Русском музее хранится уникальная коллекция «болвашек» — деревянных форм для изготовления игрушек из папье-маше. Одна из них — «курильщик» — создана в мастерской Гавриила Салова в Сергиевом посаде и приписывается легендарному мастеру-балбешнику» Фигуркину. Выполненная из твердой породы дерева, фигурка толстого горбуна — сатирическое изображение купца-богатея. Это круглая скульптура. Обобщенная манера резьбы без лишней детализации позволяла сохранить в игрушке из папье-маше всю выразительность болванки, созданной талантливым мастером. Изображение крестьянки-кормилицы в народном искусстве всегда наделялось особым благородством. «Кормилица с младенцем» из той же мастерской Салова — пример создания образа поэтичного, одухотворенного, родственного изображениям русской женщины в живописи А.Г.Венецианова. Мастер выявил все пластические возможности дерева. Мягко переходящие друг в друга плоскости создают спокойный и уравновешенный силуэт. Обе болвашки являются уникальными образцами подмосковной игрушки первой половины XIX в.
Производство деревянных игрушек в селе Богородском возникло под непосредственным влиянием Сергиевого посада. Богородские резчики делали неокрашенную игрушку для сергиевских «красил». «Пляшущие крестьянин и крестьянка», «Мальчик под деревом», подаренные музею замечательным богородским мастером И. К. Стуловым, — пример сотрудничества художников из двух центров. Фигурки вырезаны в середине ХIХ века.
В отличие от сергиевских мастеров богородским резчикам была ближе крестьянская тематика. В фигурках пляшущих стариков мастер реалистически точно подметил черты крестьянского характера. Их облик немного комичен: крестьяне отплясывают сосредоточенно и серьезно, добросовестно, будто работают. Энергичная резьба подчеркивает четкие, синхронные движения танцующих. Головы крестьян укреплены на пружинках и раскачиваются. Традиция игрушки с движением оказалась в дальнейшем особенно плодотворной для богородских резчиков.
Богородских мастеров увлекала возможность передать в игрушке типичные черты людей различных сословий. В изображении монахов чувствуется ирония, их образы выразительны, предельно гротескны. Мастер остроумно использует форму тонкой щепки. В этом произведении неизвестного мастера проявились незаурядная выдумка и талант резчика.
Для богородских мастеров типичен интерес к изображению сцен из реальной жизни. В скульптурных группах как бы ведется рассказ о труде и быте крестьян, в них проявляется стремление авторов показать важность совершаемого. Сеятели и косцы, кузнецы и пастухи — сильные, крепкие люди, в их фигурах есть особое спокойствие. Традиции русской народной пластики и росписи живут и развиваются во многих старых центрах игрушечного производства. Опыт, накопленный поколениями, проявляется не только в традиционных сюжетах, он подсказывает обращение и к разнообразным современным темам. Смелая фантазия народных мастеров села Богородского, деревень Горьковской области воплощается в художественно-выразительных образах. М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская Литература: Следующая страница: Народные глиняные игрушки
Совет дня: Вот тут нашла богородскую игрушку (кузнецы) в Москве не очень дорого.
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |