Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Желание ребёнка помочь в каком-либо деле обратно пропорционально его способности выполнить эту работу.



Махмутова Х. И. Роспись по дереву.
Пособие для учителя: из опыта работы

Книга, созданная школьным учителем, раскрывает многолетний опыт руководства кружком росписи по дереву, содержит рекомендации по изучению приемов хохломской и городецкой росписей. Рассказывая об истории художественных промыслов, автор дает методические советы по организации практических занятий со школьниками по технологии росписи.
Книга является пособием для внеклассной работы в кружках росписи по дереву.

Роспись по дереву. Общие моменты организации кружка  
Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды.

Структура кружка и планирование работы  
На всех этапах работа кружка сопровождается поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок акварелью или гуашью, открытками, фотографиями. Собранный материал каждый кружковец хранит в своей папке, которая постепенно будет пополняться. Этот заведенный порядок дисциплинирует детей, приучает их к аккуратности. Приучившись складывать собранный материал всегда в одно определенное место, дети не будут тратить время на поиски необходимой зарисовки, эскиза.

Учебно-материальное обеспечение  
Красок для росписи необходимо иметь в достаточном количестве: одного набора художественной гуаши или одного набора основных цветов темперы вполне достаточно. Для эскизов можно использовать акварельные краски. Каждый кружковец должен иметь свои краски. Это условие обязательное, так как, имея на каждом столе по набору красок, ребята не будут отвлекаться на поиски нужной краски. Выбор кисти зависит от вида росписи.

Общие методические рекомендации  
"Гуашь благодаря своим свойствам широко используется в работах декоративно-прикладного характера. Гуашь можно сильно разбавить водой, и тогда слой наносимой краски будет прозрачным; слабо разбавленная краска будет иметь вид густой пасты. Но при работе густой краской надо учесть, что толстый слой краски часто отслаивается и растрескивается. Об этом следует напомнить ребятам непосредственно перед росписью изделия. Следует учитывать также, что при высыхании гуашевые краски теряют свою насыщенность."

Эстетическое воспитание  
Первые пробы в написании характерных штрихов росписи лучше проводить не на бумаге, а на прозрачном стекле. Гладкая поверхность стекла поможет ребенку при освоении «трудных» мазков. Работать на стекле намного легче, чем на бумаге, так как кисть как бы сама скользит по поверхности стекла. При неудачном, вернее, неточном штрихе его нетрудно стереть влажным лоскутом ткани, а затем повторить еще раз.

Формирование художественного вкуса  
Для развития художественного вкуса школьников средствами декоративного рисования большое значение имеет обучение детей правилам композиции — гармоническому заполнению всей поверхности. В процессе занятий по композиции дети должны усвоить, что главное условие при композиционных построениях — это достижение стилевого единства орнамента и всего изделия в целом. Необходимо научить ребят работать в натуральную величину. Орнамент намечается сразу в нужном месте без уточнения его элементов (это основной контур рисунка), при этом необходимо также определить направление линий, образующих орнамент, и размеры его основных элементов.

Вводное занятие  
Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Демонстрация изделий народных мастеров и изделий, изготовленных учащимися в предыдущие годы в кружке. Показ слайдов, репродукций и диафильмов о народном искусстве. Значение расписных изделий народных мастеров в быту крестьянина и в современном интерьере. Знакомство с кабинетом и его оборудованием. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Организация рабочего места для работы над росписью по дереву.

Цветоведение  
Цветоведение как область науки. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Ахроматический и хроматический цвета. Насыщенность цвета. Светлота. Основные и дополнительные, родственные цвета. Цветовой контраст. Цвет и его значение в произведении. Физическое, эмоциональное, психологическое и символическое значение цвета.

Цветоведение. Практическая работа.  
Сущность цветового контраста состоит во взаимном влиянии двух хроматических цветов друг на друга по цветовому тону. Цвет одного предмета всегда влияет на цвет другого предмета, стоящего рядом, и изменяет его в сторону дополнительного цвета. Если светлотный контраст понятен ребятам даже без показа образцов, то цветовой контраст, или, как его еще называют, хроматический,— более сложное явление.

Композиция. Соразмерность, центр, контрасты  
"Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью частей композиции. Например, композиция городецких резных донцев с инкрустацией и раскраской отличается стилевым единством, несмотря на то что выполнены они в разных техниках с применением разных материалов. Стилевое единство присуще и городецкой росписи по дереву: птицы и животные выполняются тем же способом, что и растительные формы,— в свободной кистевой манере письма. Все растительные мотивы в работах хохломских мастеров решаются одинаково, без тональной разделки; ни в одном произведении хохломского художника мы не встретим тонального перехода цвета."

Композиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Симметрия и ритм  
Симметрия в искусстве — это соразмерность частей художественного целого. Симметричными называют формы и предметы, состоящие из одинаковых, соразмерно расположенных частей относительно центра в определенном порядке. Пользуясь законом симметрии, можно достичь в орнаментальной композиции завершенности и цельности. В разговоре о законах симметрии руководителю обязательно придется коснуться такого понятия, как «раппорт». Раппортом являются повторяющиеся элементы орнамента. Раппортным считается такой орнамент, в котором его одинаковые части последовательно чередуются.

Композиция. Построение орнаментаКомпозиция. Построение орнамента  
Ребятам при изучении композиции орнамента надо помнить, что она должна не только подчиняться законам внутреннего построения, но, что очень важно, сочетаться с самим изделием. Непременным условием правильного подхода к решению композиции является согласованность композиции орнамента с формой предмета. Следует обратить внимание на размещение орнамента на сферической форме изделия, на согласованность округлых форм с движением орнаментальных линий. Отсюда следует, что орнамент должен существовать не отдельно от предмета, а своим расположением подчеркивать форму будущего изделия.

Орнаменты в росписи по деревуОрнаменты в росписи по дереву  
Рассказ об орнаменте необходимо начать с того, что все произведения декоративно-прикладного искусства почти всегда сохраняют основные качества предметов практического назначения, т. е. несут, как правило, утилитарную нагрузку, и в то же время являются художественными изделиями. С давних времен человек любил украшать свой дом, одежду, предметы быта. Орнамент широко распространен в творчестве народов мира.

Анализ орнаментальных композиций Анализ орнаментальных композиций  
Искусство орнамента на Руси возникло в самом начале у восточных славян, которые, заимствовав и переработав некоторые мотивы скифского, самнитского и других орнаментов, создали свою орнаментику. В орнаментике русского народа встречаются и геометрические, и растительные формы, изображения птиц, зверей, фантастических животных и стилизованных человеческих фигур. Русскому орнаменту, особенно в период средневековья, была присуща гротескная трактовка растительных мотивов, которая говорит о своеобразном представлении окружающего мира человеком, об одушевлении природы на определенном этапе его развития. Примером можно назвать орнамент с изображением хищных зверей, хвосты которых перерастают в ветки растений.

Хохломская роспись. История и особенности промысла  
Хохломская роспись — уникальное явление в декоративно-прикладном искусстве России. Название «хохломской» промысел получил от села Хохлома — бывшего скупочного пункта изделий мастеров из близлежащих деревень и сел. Красочную роспись и удивительную технологию принесли в Поволжье в XVII веке раскольники, которые спасались от царского гнета и преследований патриарха. Среди этих беженцев-раскольников, как предполагают ученые, были иконописцы и мастера рукописных книг. Они-то и научили местное население «пламенной» росписи. Так появилась в этих местах уникальная по орнаменту и по технике окраски расписная посуда, которая богатым орнаментом, золотым отливом напоминает металлическую. Ребята и сами замечают' это, обращая внимание на характерные особенности хохломской росписи.

Хохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Травяной рисунок  
Травной рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С удовольствием выписывали они этот рисунок кистью, скучивая при этом мазки или разбрасывая их по всей поверхности, создавая новые неповторимые орнаменты. Сами приемы письма растительного орнамента были всегда настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходили разные элементы росписи, своеобразные сочетания которых создавали множество комбинаций.

Хохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина роспись  
Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с графической внутренней проработкой элементов. Цветы, листья, плоды на этих работах всегда сказочные, фантастические. Крупные, круглые мазки, создающие завитки, придают росписи динамичность. Цветы как бы раскрываются на стеблях, а стебли, увешанные резными листьями, постепенно раскручиваясь, заполняют всю поверхность.

Хохломская роспись. Цветовое решение  
"Роспись Хохломы немногоцветна. Правда, вначале, в период зарождения промысла, росписи были достаточно многоцветными, однако, несмотря на общий, объединяющий золотистый фон, элементы произведения не создавали целостной картины. Тогда в росписи Хохломы употребляли синюю, голубую, зеленую, коричневую, розовую краски; белила использовали при оживке. Оживка — тонкая разделка белилами или краской темных тонов элементов орнамента. С применением оживки элементы орнамента становились более выразительными. Очень скоро мастера хохломской росписи отказались от такого колорита и остановили свой выбор на трех основных цветах: красном, черном и золотом; исчезла оживка. Но тем не менее роспись не утратила присущих ей живописных качеств. А произошло это от того, что силуэтный рисунок, выполненный красной и черной краской, создавал на золотом фоне неповторимую красочность и нарядность."

Хохломская роспись. Составление композиции  
Хохломские матера всегда очень хорошо чувствовали форму изделия и помещали орнамент на плоскости, учитывая формообразующие линии. Вот пример типовой композиции: закругленные формы бортов чаш хохломские художники украшали динамичными по своему строению орнаментами, а в середине чаши, как правило, помещали статичный орнамент, который, наоборот, создавал ощущение покоя. Главный композиционный центр в работах хохломскйх мастеров обычно располагался в центре, а линии, образующие орнамент на плоскости, подчеркивали его. Каждая композиция росписи соответствовала определенной конфигурации изделия. Например, в росписях чашек, братин, блюд 'всегда применяли приемы построения в круге.

Деревянная основа под роспись  
Выразительность самой вещи, ее композиционная завершенность зависят зачастую от умелого выявления специфических свойств древесины. Знание природных качеств дерева играет важную роль как при выполнении различных изделий, так и при художественной обработке древесины росписью. Работая инструментом, необходимо учитывать направление волокон и рисунок деревянной заготовки. Оформляя изделие росписью, следует учитывать природную текстуру дерева, умело выделяя ее или подчеркивая композиционным решением. Красивый природный рисунок древесины часто подчиняет себе композицию изделия, может подсказать те или иные решения.

Хохломская роспись. Практическая работа  
Роспись орнаментальной композиции на заготовке проводится в строгой последовательности. Сначала расписываются светлые части орнамента с последующей их разработкой (красками более темных тонов). Затем приступают к росписи фона (если он предусмотрен эскизом). которая проводится вместе с параллельным исправлением и уточнением рисунка. Нечеткость линий, образующих орнамент, исправить нетрудно. Для этого контур рисунка орнамента подчеркивается той же краской или краской немного темнее. Для таких работ лучше использовать кисти 1 — 2 размера.

Городецкая роспись. История и особенности промысла  
Дети с особой радостью работают над изучением орнамента Городца. С увлечением создают кружковцы новые формы орнамента, так как роспись Городца с его многоцветием, мажорностью колорита очень близка им. Ребятам нравятся яркокрылые птицы, локальная роспись цветов на изделиях Городца, их красочное решение, и поэтому работа над изделиями по городецким мотивам привлекает кружковцев, дает простор самостоятельному творчеству.

Городецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Построение орнамента  
Для исполнения элементов, необходимо научиться «прикладывать» кисть вокруг намеченной основы — подмалевка. Для этого кончиком кисти только слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и также резко отрывают. В результате получается мазок-широкий посередине и тонкий вначале и в конце. Отработав этот прием, можно по-разному применять его. Например, равномерно размещая лепестки цветка по кругу намеченного мазка (то приближая их к центру, то отдаляя), можно каждый раз получать новые варианты знакомого элемента.

Городецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Цветовые решения  
Так называемые розан и купавка в городецкой.росписи отличаются друг от друга расположением центра в цветке. Центр розана — в середине, а купавки смещен влево или вправо. У купавки, как правило, центр заполняется без добавления белил. Розан и купавка в росписях Городца окружены лепестками, цвет которых совпадает с цветом середины цветов. Лепестки выполняются на плоскости свободными движениями кисти, которая должна находится в руке обязательно перпендикулярно к поверхности изделия.

Городецкая роспись. Составление композиции  
"В росписи Городца своя особенность в построении композиции. Традиционная городецкая трехчастная композиция, состоящая в основном из неравноценных частей, трактуется мастерами по-разному. Но всегда безошибочно можно угадать главную часть, т. е. композиционный центр, которому подчинены все элементы росписи; он обычно выделен декоративной полосой."

Городецкая роспись. Практическая работа  
В этой работе по мотивам городецких росписей дети уже смелее берутся за кисть и увереннее наносят подмалевок. Следующий этап работы над орнаментом включает нанесение дужек-мазков, лепестков, цветочных разделок, зрительно создающих объемность. Последними штрихами, которыми ребята завершают работу над росписью, является оживка. Они уже достаточно ознакомлены с разнообразными оживками и при оформлении своего рисунка могут фантазировать, применяя разные способы ее выполнения.

Роспись изделия малых форм  
Работа над созданием схем композиционных решений является по существу подготовительным моментом перед непосредственным составлением композиции изделия в целом. Поэтому этот этап работы очень важен. Ведь на этом занятии дети не только зарисовывают понравившиеся им схемы композиций на плоскости, но, что.самое главное, продумывают композицию будущего изделия. К этому времени кружковцы уже имеют достаточный навык в создании композиций, так как в их творческом багаже уже несколько изделий, выполненных на больших по размеру плоскостях.

Произвольная творческая композиция  
В процессе работы над последним разделом программы, который включает изготовление изделия с росписью по любой пройденной ранее теме, обобщается накопленный опыт, совершенствуются полученные навыки. Зная законы цветоведения, основы композиции и испытав уже свои силы при выполнении предыдущих работ, кружковцы смелее приступают к работе над росписью изделия. Ознакомившись с городецкой и хохломской росписью, росписью изделий малых форм и выполнив роспись по мотивам работ народных мастеров, дети смогут самостоятельно применить наиболее понравившиеся им мотивы в своей новой работе.


Источник: Махмутова Х. И. Роспись по дереву. Пособие для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1987.— 79 с.: ил.

ЛИТЕРАТУРА

•  Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву.— М., 1970.
•  Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII — ХХ веков.— М., 1960.
•  Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин.— М., 1983.
•  Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркин а С. К., Черняховская Ю. С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву.— М., 1967.
•  Жегалова С. К. Русская народная живопись.— М., 1984.
•  Максимов Ю. В. У истоков мастерства.— М., 1983.
•  Полунина В. Н. Искусство и дети.— М., 1982.
•  Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина: В 2 ч.— М., 1987.
•  Проблемы народного искусства / Под ред. М. А. Некрасовой.— М., 1982.
•  Шевчук Л. В. Дети и народное творчество.— М., 1985.
•  Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.— М., 1979.

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта