Родительские истории    Parents-tale.ru  
     
         Мастерская     Практикум     Читалка     Творчество     Традиции     Музеи     Прогулки     Склад  
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсииПрогулки и приключенияСкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. (Ф.М. Достоевский)



Композиция. Соразмерность, центр, контрасты

Основные законы композиции. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.

Практическая работа. Зарисовка с таблиц основных схем композиционного построения. По заданному элементу построить орнамент, применяя принципы симметричного построения.

В самом начале занятия, приступая к разговору о композиции, следует обратить внимание учащихся на то, что все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии в произведении. Уместно напомнить о том, что композиция (от лат. compositio — расположение, составление, сложение) — это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целым.

Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью частей композиции. Например, композиция городецких резных донцев с инкрустацией и раскраской отличается стилевым единством, несмотря на то что выполнены они в разных техниках с применением разных материалов. Стилевое единство присуще и городецкой росписи по дереву: птицы и животные выполняются тем же способом, что и растительные формы,— в свободной кистевой манере письма. Все растительные мотивы в работах хохломских мастеров решаются одинаково, без тональной разделки; ни в одном произведении хохломского художника мы не встретим тонального перехода цвета. Рассказ о композиции лучше сопровождать показом диафильмов, слайдов с наиболее характерными композиционными решениями.

Не менее важным условием достижения гармонии в композиции является создание впечатления цельности путем композиционно оправданного ограничения общей формы, количественной соразмерностью частей. Часть в данном случае — это орнамент на плоскости. Основным законом композиции является выделение главного, композиционного центра в работе. Подчиненные этому центру детали могут также иметь свой центр, не менее выразительный, чем главный, но не приковывать внимание. Эта искусственно созданная соподчиненность деталей и выделенный центр композиции усилят внутреннюю связь элементов и общую выразительность.

К этому и должны стремиться учащиеся при создании композиции в изделии. Задача руководителя — научить ребят находить главное в композиции, выделять ее центр. Выделить главное в композиции можно несколькими путями. Например, путем введения определенного композиционного акцента или укрупнения отдельных элементов орнамента Можно предложить такой способ выделения главного в изделии: обобщить мелкие элементы орнамента росписи, сконцентрировав -их в одном месте, и тем самым решить композиционный центр.

Следует обратить внимание кружковцев на то, что главное в композиции можно выделить не только рисунком, но и цветом. К одному из распространенных средств выделения композиционного центра можно отнести явление контраста, которое было изучено ребятами ранее.

Сочетание темного и светлого создает контраст в произведении. Можно привести такой пример: в орнаменте, решенном на сочетаниях родственных цветов, главный композиционный центр может быть обозначен более темной разработкой основных элементов росписи. Прием контраста часто и охотно используют художники городецкого промысла: в их композициях четкие черные силуэты коней резко выделяются на контрастном светло-золотистом фоне. Однако такой способ выделения главного композиционного центра не всегда доступен начинающему художнику.

Можно облегчить задачу, стоящую перед ребятами, и подсказать им более простой способ нахождения центра в композиции. Часто в работах с закругленной формой главный композиционный центр располагается на пересечении радиальных линий. В изделии квадратной формы центр композиций также расположен в центре. Эти решения можно считать классическими вариантами расположения центра в композиции. В работах прямоугольной формы центр может быть расположен как в верхней, так и в нижней части. Наиболее простое решение для прямоугольных форм — совмещение центра композиции с центром плоскости. Из всего сказанного и увиденного ребята должны уяснить, что композиционный центр нельзя воспринимать только как геометрическое понятие. Композиционный центр в отличие от геометрического центра, расположенного в центре любого предмета, может быть помещен как в центре произведения, так и в другой любой его части.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Композиция. Симметрия и ритм

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Композиция. Соразмерность, центр, контрасты  


 
    © Parents-tale.ru, 2009-2015
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта