Родительские истории    Parents-tale.ru  
     
         Мастерская     Практикум     Читалка     Творчество     Традиции     Музеи     Прогулки     Склад  
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсииПрогулки и приключенияСкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Разрушению подвергается всё - кроме прилипшей к одежде жевательной резинки.



Хохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина роспись

Следующая разновидность хохломской росписи — «под фон». К работе над орнаментом, характерным для «фоновой» росписи, ребята -приступают после того, как ими усвоены основные элементы «травной» росписи. Отличительной особенностью росписи «под фон» является силуэтный золотистый рисунок на черном или красном фоне. Золотистый цвет в работах хохломских мастеров в росписи «под фон» просматривается в отличие от «верховой» росписи только в орнаменте. При письме «под фон» сначала наносят контур орнамента и только после этого закрашивают фон, по которому исполняют уже мелкий узор-«приписку». Демонстрация тщательно подобранных образцов с крупным по масштабу рисунком помогает ребятам яснее увидеть различия между «верховой» и «фоновой» росписью.

Ребятам будет интересно узнать о том, что в период расцвета «верховой» росписи в хохломском промысле в начале XIX века «фоновая» роспись встречалась значительно реже, так как роспись «под фон» значительно более трудоемкий процесс и не каждый мастер мог справиться с подобной работой. Изделия с росписью «под фон» предназначались обычно для подарка, выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Работы с росписью «под фон» появились в большом количестве только во второй половине XIX века, когда в Хохломе получило развитие мебельное производство. Тогда и стали изготавливать шкафы, стулья, столы, украшенные нарядной, колоритной росписью. Особенно хороши были и пользовались заслуженной популярностью росписи на детской мебели. Расписные столы, стулья, где черный или красный фон изделий выгодно выделял орнамент со сказочными золотыми птицами и цветами, отлично вписывались в интерьер детской комнаты, создавая веселый сказочный мир.

Хохломской орнамент, выолненный в технике «под фон»
Орнамент, выполненный в технике «под фон»

После демонстрации образцов и рассказа руководителя ребята приступают к освоению приемов росписи «под фон». Практическая работа на этом этапе обучения заключается в нанесении контурных очертаний мотивов фоновой росписи. С самого начала необходимо предостеречь кружковцев от увлечения ' мелкими формами. Роспись «под фон» в основном строится на крупном рисунке. Мелкие же проработки орнамента наносятся по фону или на поверхность самого орнамента только после закрашивания фона. Таким образом, роспись «под фон», как, впрочем, и ее разновидность — роспись «кудрина», о которой пойдет речь ниже, проводится последовательно в три этапа:
1) нанесение контура;
2) закрашивание фона;
3) исполнение мелкого узора, так называемой приписки поверх фона.

Для занятий кружковцы могут воспользоваться цветной бумагой (можно затонировать ее самим в желтый или охристый цвет) Контур орнамента ребята намечают сами. Если это вызывает затруднения, преподаватель консультирует каждого школьника, обращая внимание на то, чтобы контур рисунка был четким. При закрашивании фона надо следить за линией орнамента и стараться не нарушать ее кистью. Фон может быть красного, коричневого или черного цвета. В результате у ребят получается орнамент светлых тонов на контрастном фоне.

Хохломской орнамент, выолненный в технике «кудрина»
Орнамент, выполненный в технике «кудрина»

На следующем занятии по освоению приемов ребята изучают красивую разновидность фонового письма — роспись «кудрина» со свойственными ей круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри.

Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с графической внутренней проработкой элементов. Цветы, листья, плоды на этих работах всегда сказочные, фантастические. Крупные, круглые мазки, создающие завитки, придают росписи динамичность. Цветы как бы раскрываются на стеблях, а стебли, увешанные резными листьями, постепенно раскручиваясь, заполняют всю поверхность.

Работа по изучению приемов росписи «кудрина» проводится в той же последовательности, что и при освоении приемов письма росписи «под фон», т. е. также наносится контур орнамента (только здесь уже более сложный), затем закрашивается фон и только после этого наносится приписка, придающая всей работе живость. Надо при этом обратить внимание ребят на то, что эта мелкая разработка играет немаловажную роль при конечном оформлении изделия, так как с применением приписки листья на изделии кажутся резными, ажурными, а цветы — объемными.

Домашнее задание. Поработать над созданием орнамента по мотивам росписи «под фон» и ее разновидности-росписи «кудрина».


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Хохломская роспись. Цветовое решение

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Хохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина роспись  


 
    © Parents-tale.ru, 2009-2015
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта