Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумТворчествоЧиталкаТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Что может пойти не так?

Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке.



Композиция. Симметрия и ритм

Другим законом построения композиции является закон симметрии и ритма, о котором также необходимо сказать школьникам на этом занятии. Симметрия в искусстве (от греч. symmetria) — это соразмерность частей художественного целого. Симметричными называют формы и предметы, состоящие из одинаковых, соразмерно расположенных частей относительно центра в определенном порядке. Пользуясь законом симметрии, можно достичь в орнаментальной композиции завершенности и цельности. В разговоре о законах симметрии руководителю обязательно придется коснуться такого понятия, как «раппорт». Раппортом являются повторяющиеся элементы орнамента. Раппортным считается такой орнамент, в котором его одинаковые части последовательно чередуются.

На этом занятии ребята, кроме того, узнают о плоскости симметрии, оси симметрии, о различии этих понятий и о применении их в композиции. Плоскостью симметрии называется такая линия, которая разделяет смежные раппорты. Руководитель знакомит ребят с методом построения орнамента, при котором повторяющиеся раппорты перевертываются, а элементы, составляющие орнамент, следуют то в прямом, то в обратном порядке. Так, например, городецкие мастера оформляют края изделия орнаментом в виде непрерывной полосы, в котором используется несколько видов симметрии. Существует семь видов симметрии фризовых орнаментов. На занятии руководителю следует акцентировать внимание учащихся только на двух-трех ее основных видах, наиболее часто встречающихся в росписях.

Элемент орнамента движется равномерно в одну сторону
Элемент орнамента движется равномерно в одну сторону

Элемент орнамента занимает то одну, то другую сторону от плоскости симметрии
Элемент орнамента занимает то одну, то другую сторону от плоскости симметрии

Элемент орнамента движется вдоль основной линии в разные стороны, зеркально повторяясь
Элемент орнамента движется вдоль основной линии в разные стороны, зеркально повторяясь

Первый вид симметрии - элемент орнамента движется равномерно в одну сторону; второй вид — элемент орнамента занимает то одну, то другую сторону от плоскости симметрии и движется как бы в одном направлении, третий вид — элемент орнамента движется вдоль основной линии в разные стороны, зеркально повторяясь. Орнамент в виде розетки выполняется при использовании симметрии вращения. В этом случае раппорты располагаются радиально вокруг центральной точки, называющейся осью симметрии. О сетчатых орнаментах, состоящих из одинаковых, симметрично повторяющихся раппортов, каждый из которых можно повторить в разных направлениях, следует только упомянуть на этом занятии, так как сетчатые орнаменты никогда не применяются в росписи.

Орнамент, полученный использованием симметрии вращения
Орнамент, полученный использованием симметрии вращения

На этом занятии ребята учатся различать виды симметрии, зарисовывают основные схемы симметричного построения орнамента. Они должны уяснить, что выразительность композиционного решения зависит от уравновешенности деталей или симметрии. Уравновешенность в произведении возникает за счет использования системы осей, количество которых может быть четным и нечетным. При нечетном количестве осей возникает, пожалуй, наибольшая цельность композиции, внимание зрителя сконцентрировано в центре, который несёт главную эмоциональную нагрузку произведения. Это можно частовидеть в композициях росписей городецкий мастеров.

На занятиях следует напомнить ребятам о том, что симметрия и композиции почти всегда дополняется ритмом, который как раз и возникает при частом повторении осей симметрии. Ритм (от греч. rhythmos — мерность, такт) — соразмерное чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. Характерной особенностью орнамента считается его четкое ритмическое строение, выраженное в закономерной повторяемости и идентичности элементов. Надо научить кружковцев использовать частоту повторений элементов так, чтобы это не дробило композицию на огромное число составных частей, а усилило зрительную выразительность. Следует учитывать, что создание видимости ритма в изделии возможно только при наличии не менее трех повторений элементов орнамента.

Орнамент, создающий впечатление замедления движения
Орнамент, создающий впечатление замедления движения

Орнамент, создающий впечатление нарастания движения
Орнамент, создающий впечатление нарастания движения

Но сам ритм не всегда бывает равномерным. Ритм в орнаменте в свою очередь характеризует движение элементов, изменение и развитие мотивов, передает переход от одного состояния к другому. Так, неподвижному, казалось бы, орнаменту при помощи ритмически расположенных элементов можно придать динамику движения. Встречаются в росписи такие композиции, при которых ритмически повторяющиеся элементы отличаются друг от друга размерами, при этом они увеличиваются или уменьшаются в определенной последовательности. Так, при уменьшении размеров элементов, составляющих композицию, и интервалов между ними создается впечатление замедления движения. И наоборот, увеличение размеров элементов и расстояния между ними создает впечатление нарастания движения . В некоторых композициях встречаются два принципа ритмического построения орнамента.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Композиция. Построение орнамента

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Композиция. Симметрия и ритм  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2025
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитани¤.
о проекте
контакты
карта сайта