Родительские истории    Parents-tale.ru  
     
         Мастерская     Практикум     Читалка     Творчество     Традиции     Музеи     Прогулки     Склад  
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсииПрогулки и приключенияСкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл (Джон Голсуорси)



Городецкая роспись. История и особенности промысла

На предыдущих занятиях при изучении темы «Ознакомление с различными орнаментами, используемыми в росписи по дереву» дети познакомились с основными характерными признаками городецкого орнамента, поэтому на этом занятии предусматривается более детальное изучение орнамента и техники росписи. Сначала изучаются упрощенные, а затем более сложные формы орнамента с постепенным введением в орнамент характерного для городецкого письма многоцветия.

Дети с особой радостью работают над изучением орнамента Городца. С увлечением создают кружковцы новые формы орнамента, так как роспись Городца с его многоцветием, мажорностью колорита очень близка им. Ребятам нравятся яркокрылые птицы, локальная роспись цветов на изделиях Городца, их красочное решение, и поэтому работа над изделиями по городецким мотивам привлекает кружковцев, дает простор самостоятельному творчеству.

Начать беседу с ребятами следует с описания городецких изделий. Роспись Городца значительно отличается от росписи Хохломы не только по технологии исполнения, но и по характеру самого письма. Изделия городецких мастеров настолько своеобразны, красочны и самобытны, что не уступают по красоте пламенной Хохломе с ее чарующим золотым блеском. Городецкая роспись, возникшая приблизительно во второй половине XIX века в деревнях по реке Узоле, получила название по месту сбыта изделий народных мастеров — старинному селу Городцу, основанному еще в 1152 году Юрием Долгоруким.

В XVII веке в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел (богатые леса в этой местности давали дешевый материал для работ) . Местные жители делали из дерева посуду, игрушки, колыбели, сани, орудия труда (веретена, прялки). В одних селах изготавливали веретена, в других — прялки и донца прялок. У прялок расписывалось донце, поэтому надо объяснить ребятам, что донце — это место у прялки, на которое садится пряха при работе. Наиболее известные села, изготавливавшие донца,— Косково, Курцево, Хлебаиха.

По декоративному оформлению донца делятся на четыре группы: резные; резные с инкрустацией; инкрустированные с подкраской; живописные. Именно в такой последовательности развивался промысел в Городце. Один принцип украшения изделий сменялся другим. В самом начале зарождения промысла городецкие донечники (так называли мастеров, изготавливающих донца прялок) покрывали изделия резьбой. Резчики Городца достигли большого мастерства в украшении донец. Их резьба отличалась лаконичностью форм орнамента, четкостью линий, своеобразной композицией. Но резчики всегда искали новые приемы в оформлении изделий, придавали большое значение природным свойствам дерева и выгодно использовали их. В реке Узоле крестьяне находили «топляк» — мореный дуб, приобретавший от долгого нахождения в воде не только красивый черный цвет, но и удивительную прочность.

Ребятам будет интересно узнать, что именно эти свойства мореного дуба мастера-резчики стали использовать в своих работах, вставляя вырезанные фигурки темного цвета в сделанные заранее углубления в изделиях. Так, по мнению ученых, появилась в этих местах техника инкрустации. Инкрустация умело дополнялась резьбой, техника которой в конце XVIII века достигла виртуозности. Казалось, мастер создавал свой рисунок одним взмахом резца.

В первой половине XIX века резьба по дереву была еще популярной, хотя и очень трудоемкой. В этом месте рассказа необходимо акцентировать внимание ребят на то, как в городецком промысле резьба сменилась росписью. К росписи перешли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба.

Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия — прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Этот способ росписи создавал впечатление непринужденного письма. Роспись дополнялась «оживкой» — тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность. Орнаменты решались в два-три приема. Наложит мастер основной цвет одним мазком, рядом положит другой, оттеняющий или контрастный, а сверху свободным движением нанесет «оживку». И зацветут на тонких стебельках цветы, заблагоухают сказочные розаны и нежные купавки. Пройдется мастер по работе еще раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городецкие цветы.

Народные мастера были очень изобретательны в поисках новых приемов росписи, для выполнения которых использовали не только кисти, но и другие своеобразные инструменты. Например, характерная для городецких работ ноздреватая дорожка получалась при использовании высохшего гриба-дождевика.

Очень интересно решались фигуры людей на городецких изделиях. Все лица писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги-брови, черточки-глаза, дуги-губы. В начале зарождения промысла изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масляная краска стала применяться позднее, только в начале ХХ века.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Городецкая роспись. Построение орнамента

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Городецкая роспись. История и особенности промысла  


 
    © Parents-tale.ru, 2009-2018
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта