Родительские истории    Parents-tale.ru  
     
         Мастерская     Практикум     Читалка     Творчество     Традиции     Музеи     Прогулки     Склад  
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсииПрогулки и приключенияСкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Без отчаяния к жизни нет и любви к жизни (Альбер Камю)



Городецкая роспись. История и особенности промысла

На предыдущих занятиях при изучении темы «Ознакомление с различными орнаментами, используемыми в росписи по дереву» дети познакомились с основными характерными признаками городецкого орнамента, поэтому на этом занятии предусматривается более детальное изучение орнамента и техники росписи. Сначала изучаются упрощенные, а затем более сложные формы орнамента с постепенным введением в орнамент характерного для городецкого письма многоцветия.

Дети с особой радостью работают над изучением орнамента Городца. С увлечением создают кружковцы новые формы орнамента, так как роспись Городца с его многоцветием, мажорностью колорита очень близка им. Ребятам нравятся яркокрылые птицы, локальная роспись цветов на изделиях Городца, их красочное решение, и поэтому работа над изделиями по городецким мотивам привлекает кружковцев, дает простор самостоятельному творчеству.

Начать беседу с ребятами следует с описания городецких изделий. Роспись Городца значительно отличается от росписи Хохломы не только по технологии исполнения, но и по характеру самого письма. Изделия городецких мастеров настолько своеобразны, красочны и самобытны, что не уступают по красоте пламенной Хохломе с ее чарующим золотым блеском. Городецкая роспись, возникшая приблизительно во второй половине XIX века в деревнях по реке Узоле, получила название по месту сбыта изделий народных мастеров — старинному селу Городцу, основанному еще в 1152 году Юрием Долгоруким.

В XVII веке в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел (богатые леса в этой местности давали дешевый материал для работ) . Местные жители делали из дерева посуду, игрушки, колыбели, сани, орудия труда (веретена, прялки). В одних селах изготавливали веретена, в других — прялки и донца прялок. У прялок расписывалось донце, поэтому надо объяснить ребятам, что донце — это место у прялки, на которое садится пряха при работе. Наиболее известные села, изготавливавшие донца,— Косково, Курцево, Хлебаиха.

По декоративному оформлению донца делятся на четыре группы: резные; резные с инкрустацией; инкрустированные с подкраской; живописные. Именно в такой последовательности развивался промысел в Городце. Один принцип украшения изделий сменялся другим. В самом начале зарождения промысла городецкие донечники (так называли мастеров, изготавливающих донца прялок) покрывали изделия резьбой. Резчики Городца достигли большого мастерства в украшении донец. Их резьба отличалась лаконичностью форм орнамента, четкостью линий, своеобразной композицией. Но резчики всегда искали новые приемы в оформлении изделий, придавали большое значение природным свойствам дерева и выгодно использовали их. В реке Узоле крестьяне находили «топляк» — мореный дуб, приобретавший от долгого нахождения в воде не только красивый черный цвет, но и удивительную прочность.

Ребятам будет интересно узнать, что именно эти свойства мореного дуба мастера-резчики стали использовать в своих работах, вставляя вырезанные фигурки темного цвета в сделанные заранее углубления в изделиях. Так, по мнению ученых, появилась в этих местах техника инкрустации. Инкрустация умело дополнялась резьбой, техника которой в конце XVIII века достигла виртуозности. Казалось, мастер создавал свой рисунок одним взмахом резца.

В первой половине XIX века резьба по дереву была еще популярной, хотя и очень трудоемкой. В этом месте рассказа необходимо акцентировать внимание ребят на то, как в городецком промысле резьба сменилась росписью. К росписи перешли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба.

Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия — прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Этот способ росписи создавал впечатление непринужденного письма. Роспись дополнялась «оживкой» — тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность. Орнаменты решались в два-три приема. Наложит мастер основной цвет одним мазком, рядом положит другой, оттеняющий или контрастный, а сверху свободным движением нанесет «оживку». И зацветут на тонких стебельках цветы, заблагоухают сказочные розаны и нежные купавки. Пройдется мастер по работе еще раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городецкие цветы.

Народные мастера были очень изобретательны в поисках новых приемов росписи, для выполнения которых использовали не только кисти, но и другие своеобразные инструменты. Например, характерная для городецких работ ноздреватая дорожка получалась при использовании высохшего гриба-дождевика.

Очень интересно решались фигуры людей на городецких изделиях. Все лица писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги-брови, черточки-глаза, дуги-губы. В начале зарождения промысла изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масляная краска стала применяться позднее, только в начале ХХ века.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Городецкая роспись. Построение орнамента

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Городецкая роспись. История и особенности промысла  


 
    © Parents-tale.ru, 2009-2015
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта