Родительские истории    Parents-tale.ru  
     
         Мастерская     Практикум     Читалка     Творчество     Традиции     Музеи     Прогулки     Склад  
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсииПрогулки и приключенияСкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке.



Городецкая роспись. Составление композиции

Закрепление знаний и умений по композиционному построению орнамента. Освоение многоярусных композиций росписей городецких прялок, досок. Выбор композиционного решения для будущего изделия. Цветовое решение эскиза. Умение составлять гармоническое сочетание цвета в композиции. Изготовление rpaфического рисунка. Закрепление знаний по изготовлению графического рисунка на кальке.

Практическая работа. Изучение композиционных решений в росписях городецких мастеров. Разработка эскизов в цвете.

Работа над темой «Составление композиции» занимает в программе важное место и проводится по трем основным этапам:
1. Изучение композиционных приемов в городецких росписях.
2. Разработка эскиза будущего изделия.
3. Отрисовка эскиза в натуральную величину будущего изделия.

Первое занятие по теме является предварительным перед непосредственной работой над композицией изделия, и поэтому .-десь допускается применение знакомых элементов орнамента Городца, но без включения мелких, детальных разработок. Детальная разработка орнамента может помешать ребятам сосредоточиться на главном — на композиционных принципах и увлечь ненужной на данном этапе работой по отрисовке мелких деталей.

Цель занятия. Закрепить знания по композиционному построению орнамента и изделия в целом. Научить составлять многоярусные композиции, применяя знания -по гармоническому заполнению поверхности. Использовать знания по цветоведению при составлении композиции.

Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка: таблицы композиционных решений, характерных для городецких росписей; иллюстрации работ художников Городца, фотоматериал, бумага, кисти, краски.

Материалы и инструменты для кружковцев: г.апка с накопленным материалом (фотографии, зарисовки с орнаментов городецких росписей); затонированная бумага в форме с вала, круга, прямоугольника, банка с водой, лоскут ткани, кисти, краски.

Ход урока 1. Организационный момент.
2. Беседа о композиции.
3. Показ руководителем компоновки элементов орнамента в нруг, прямоугольник, овал без отрисовки деталей и применения с живки.
4. Практическая работа кружковцев. Составление композиции r, овале, круге, прямоугольнике.
5. Анализ выполненных работ.
6. Задание на дом.

В процессе беседы выясняется, что знают и помнят ребята о приемах композиционного построения. А так как на данном этапе изучается компоновка орнамента в изделиях городецких мастеров, то следует объяснить правила гармонического заполнения поверхности на приемах росписей Городца, сопровождая рассказ демонстрацией фотоматериалов, диапозитивов, работ городецких мастеров.

В росписи Городца своя особенность в построении композиции. Традиционная городецкая трехчастная композиция, состоящая в основном из неравноценных частей, трактуется мастерами по-разному. Но всегда безошибочно можно угадать главную часть, т. е. композиционный центр, которому подчинены все элементы росписи; он обычно выделен декоративной полосой.

Если говорить о выразительности городецкой росписи, то надо отметить, что непременное участие такого характерного штриха, как оживка, подчеркивает ритм, создает объемность орнамента и придает ему неповторимость и выразительность.

Демонстрация последовательного заполнения поверхности орнаментом проводится руководителем на двух форматах (круг и прямоугольник). В начале работы над составлением орнаментальной композиции руководитель намечает карандашом ее центр, а затем набрасывает орнаментальные формы, обобщенные до простых геометрических фигур (круг, прямоугольник).

На следующем этапе накладываются цветовые пятна, которые затем могут быть детализированы, при этом форма как бы распадается на три-четыре элемента, оставаясь тем не менее целой. Другая, наоборот, обрастает дополнительными штрихами, приближаясь к центральному мотиву.

Этапы работы над композиционными построениями в прямоугольной форме будут те же, но здесь в отличие от круга и квадрата могут быть уже два композиционных центра, которые необходимо объединить соответствующим орнаментальным обрамлением. Весь показ руководителем приемов композиционного построения с необходимыми комментариями не должен занимать более 15 минут. Этого времени вполне достаточно для закрепления знаний кружковцев. При объяснении руководитель может воспользоваться готовыми таблицами с поэтапной разработкой композиции.

Практическая работа. Вписать в круг, прямоугольник, овал элементы орнамента городецких расписных изделий (из двух-трех элементов), включая изображения растительного мира, фигуры людей и животных (составить композицию в круге, прямоугольнике, овале или квадрате, используя гуашь или акварель) .

Дети младшего возраста выполняют всю работу над учебным образцом карандашом в отличие от' старших кружковцев, использующих карандаш лишь в начале занятия. Только в случае соблюдения всех необходимых условий правильного композиционного заполнения поверхности младшие кружковцы смогут применить краски. Если, работая карандашом, ребенок не может добиться желаемого результата в композиции, руководителю следует помочь ему, подсказать. Например, неуравновешенность элементов может быть исправлена включением в композицию цвета. Старшие школьники, набросав схему будущей композиции карандашом, начинают сразу работать красками, успевая за одно занятие сделать несколько вариантов композиционного построения; младшие кружковцы успевают сделать только по одному-два эскиза.

При обсуждении законченных композиций кружковцы определяют лучшие работы. Замеченные просчеты по возможности тут же исправляются руководителем кружка или ребятами.

Домашнее задание. Выбрать тему будущей работы, подготовить материал к занятию по созданию собственной композиции, продумать форму будущего изделия с росписью. Изучив основные композиционные приемы городецких росписей, ребята приступают к разработке эскиза собственной композиции в цвете. Несколько вариантов эскизов выполняется в цвете в уменьшенном размере (масштаб 1:3, 1:2). Из всего созданного многообразия вариантов кружковец выбирает один, иногда в этом ему помогает весь коллектив.

К цветовому решению здесь также надо подойти серьезно. Ведь нередки случаи, когда, увидев многокрасочность городецких работ, дети, особенно это касается младших школьников, думают, что в своих изделиях можно применять весь набор красок. Но, рассмотрев свои зарисовки и вспомнив законы цветбведения, ребята приходят к выводу, что не только фон является объединяющим фактором, но и раскладка локальных цветовых пятен также подчиняется одному — общей гамме.

Выполнить эскиз в натуральную величину по выбранному варианту не представляет трудности. Эта работа включает прорисовку чистого эскиза на кальке с уточнением деталей композиции, переводом ее на ватманскую бумагу. Если кружковец не успевает на занятии выполнить весь эскиз в цвете, то возможно цветовое решение только одной основной части композиции. На кальке по методу, описанному в предыдущей главе, рисуют только одну часть, если композиЦия симметрична. В случае ассиметричной композиции прорисовывают все детали. Уже на стадии изготовления эскиза необходимо приучать ребят к аккуратности. Небрежность, допущенная при выполнении эскиза, неизбежно переходит в окончательный вариант будущего изделия. Просматривая выполненные работы, руководителю следует не только отметить допущенные ошибки ребят, но и помочь им в их исправлении.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Городецкая роспись. Практическая работа

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Городецкая роспись. Составление композиции  


 
    © Parents-tale.ru, 2009-2018
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта