Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. (Ф.М. Достоевский)



Городецкая роспись. Составление композиции

Закрепление знаний и умений по композиционному построению орнамента. Освоение многоярусных композиций росписей городецких прялок, досок. Выбор композиционного решения для будущего изделия. Цветовое решение эскиза. Умение составлять гармоническое сочетание цвета в композиции. Изготовление rpaфического рисунка. Закрепление знаний по изготовлению графического рисунка на кальке.

Практическая работа. Изучение композиционных решений в росписях городецких мастеров. Разработка эскизов в цвете.

Работа над темой «Составление композиции» занимает в программе важное место и проводится по трем основным этапам:
1. Изучение композиционных приемов в городецких росписях.
2. Разработка эскиза будущего изделия.
3. Отрисовка эскиза в натуральную величину будущего изделия.

Первое занятие по теме является предварительным перед непосредственной работой над композицией изделия, и поэтому .-десь допускается применение знакомых элементов орнамента Городца, но без включения мелких, детальных разработок. Детальная разработка орнамента может помешать ребятам сосредоточиться на главном — на композиционных принципах и увлечь ненужной на данном этапе работой по отрисовке мелких деталей.

Цель занятия. Закрепить знания по композиционному построению орнамента и изделия в целом. Научить составлять многоярусные композиции, применяя знания -по гармоническому заполнению поверхности. Использовать знания по цветоведению при составлении композиции.

Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка: таблицы композиционных решений, характерных для городецких росписей; иллюстрации работ художников Городца, фотоматериал, бумага, кисти, краски.

Материалы и инструменты для кружковцев: г.апка с накопленным материалом (фотографии, зарисовки с орнаментов городецких росписей); затонированная бумага в форме с вала, круга, прямоугольника, банка с водой, лоскут ткани, кисти, краски.

Ход урока 1. Организационный момент.
2. Беседа о композиции.
3. Показ руководителем компоновки элементов орнамента в нруг, прямоугольник, овал без отрисовки деталей и применения с живки.
4. Практическая работа кружковцев. Составление композиции r, овале, круге, прямоугольнике.
5. Анализ выполненных работ.
6. Задание на дом.

В процессе беседы выясняется, что знают и помнят ребята о приемах композиционного построения. А так как на данном этапе изучается компоновка орнамента в изделиях городецких мастеров, то следует объяснить правила гармонического заполнения поверхности на приемах росписей Городца, сопровождая рассказ демонстрацией фотоматериалов, диапозитивов, работ городецких мастеров.

В росписи Городца своя особенность в построении композиции. Традиционная городецкая трехчастная композиция, состоящая в основном из неравноценных частей, трактуется мастерами по-разному. Но всегда безошибочно можно угадать главную часть, т. е. композиционный центр, которому подчинены все элементы росписи; он обычно выделен декоративной полосой.

Если говорить о выразительности городецкой росписи, то надо отметить, что непременное участие такого характерного штриха, как оживка, подчеркивает ритм, создает объемность орнамента и придает ему неповторимость и выразительность.

Демонстрация последовательного заполнения поверхности орнаментом проводится руководителем на двух форматах (круг и прямоугольник). В начале работы над составлением орнаментальной композиции руководитель намечает карандашом ее центр, а затем набрасывает орнаментальные формы, обобщенные до простых геометрических фигур (круг, прямоугольник).

На следующем этапе накладываются цветовые пятна, которые затем могут быть детализированы, при этом форма как бы распадается на три-четыре элемента, оставаясь тем не менее целой. Другая, наоборот, обрастает дополнительными штрихами, приближаясь к центральному мотиву.

Этапы работы над композиционными построениями в прямоугольной форме будут те же, но здесь в отличие от круга и квадрата могут быть уже два композиционных центра, которые необходимо объединить соответствующим орнаментальным обрамлением. Весь показ руководителем приемов композиционного построения с необходимыми комментариями не должен занимать более 15 минут. Этого времени вполне достаточно для закрепления знаний кружковцев. При объяснении руководитель может воспользоваться готовыми таблицами с поэтапной разработкой композиции.

Практическая работа. Вписать в круг, прямоугольник, овал элементы орнамента городецких расписных изделий (из двух-трех элементов), включая изображения растительного мира, фигуры людей и животных (составить композицию в круге, прямоугольнике, овале или квадрате, используя гуашь или акварель) .

Дети младшего возраста выполняют всю работу над учебным образцом карандашом в отличие от' старших кружковцев, использующих карандаш лишь в начале занятия. Только в случае соблюдения всех необходимых условий правильного композиционного заполнения поверхности младшие кружковцы смогут применить краски. Если, работая карандашом, ребенок не может добиться желаемого результата в композиции, руководителю следует помочь ему, подсказать. Например, неуравновешенность элементов может быть исправлена включением в композицию цвета. Старшие школьники, набросав схему будущей композиции карандашом, начинают сразу работать красками, успевая за одно занятие сделать несколько вариантов композиционного построения; младшие кружковцы успевают сделать только по одному-два эскиза.

При обсуждении законченных композиций кружковцы определяют лучшие работы. Замеченные просчеты по возможности тут же исправляются руководителем кружка или ребятами.

Домашнее задание. Выбрать тему будущей работы, подготовить материал к занятию по созданию собственной композиции, продумать форму будущего изделия с росписью. Изучив основные композиционные приемы городецких росписей, ребята приступают к разработке эскиза собственной композиции в цвете. Несколько вариантов эскизов выполняется в цвете в уменьшенном размере (масштаб 1:3, 1:2). Из всего созданного многообразия вариантов кружковец выбирает один, иногда в этом ему помогает весь коллектив.

К цветовому решению здесь также надо подойти серьезно. Ведь нередки случаи, когда, увидев многокрасочность городецких работ, дети, особенно это касается младших школьников, думают, что в своих изделиях можно применять весь набор красок. Но, рассмотрев свои зарисовки и вспомнив законы цветбведения, ребята приходят к выводу, что не только фон является объединяющим фактором, но и раскладка локальных цветовых пятен также подчиняется одному — общей гамме.

Выполнить эскиз в натуральную величину по выбранному варианту не представляет трудности. Эта работа включает прорисовку чистого эскиза на кальке с уточнением деталей композиции, переводом ее на ватманскую бумагу. Если кружковец не успевает на занятии выполнить весь эскиз в цвете, то возможно цветовое решение только одной основной части композиции. На кальке по методу, описанному в предыдущей главе, рисуют только одну часть, если композиЦия симметрична. В случае ассиметричной композиции прорисовывают все детали. Уже на стадии изготовления эскиза необходимо приучать ребят к аккуратности. Небрежность, допущенная при выполнении эскиза, неизбежно переходит в окончательный вариант будущего изделия. Просматривая выполненные работы, руководителю следует не только отметить допущенные ошибки ребят, но и помочь им в их исправлении.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Городецкая роспись. Практическая работа

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Городецкая роспись. Составление композиции  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта