Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. (Ф.М. Достоевский) |
Роспись изделия малых формУкрашение изделий. Эстетическая значимость украшений. Дерево как материал для их изготовления. Зависимость композиции изделия от текстуры дерева. Форма и цветовое решение украшений из дерева. При ознакомлении школьников с различными видами украшений беседа руководителя должна сопровождаться демонстрацией изделий учащихся, занимавшихся в кружке в предыдущие годы. Беседуя с ребятами об украшениях, необходимо сравнить фабричные образцы и изделия кружковцев по характеру подачи орнамента, цветовому решению, композиции и форме изделий. Практическая работа. Зарисовка форм изделий. Зарисовка композиционных решений орнаментального заполнения поверхности. Зарисовки выполняются карандашом. Работа над созданием схем композиционных решений является по существу подготовительным моментом перед непосредственным составлением композиции изделия в целом. Поэтому этот этап работы очень важен. Ведь на этом занятии дети не только зарисовывают понравившиеся им схемы композиций на плоскости, но, что.самое главное, продумывают композицию будущего изделия. К этому времени кружковцы уже имеют достаточный навык в создании композиций, так как в их творческом багаже уже несколько изделий, выполненных на больших по размеру плоскостях. На занятии решаются две основные задачи: закрепление полученных ранее знаний по основам композиции и подготовка к выбору композиции изделия. Количество работ, выполненных на данном занятии, может быть не ограниченным, так как оно зависит от уровня знаний учащихся и их творческих возможностей (один кружковец выполнит 2—3 варианта, а другой — 10—12). Зарисовка цветочного орнаментаЦветочный орнамент и его составные элементы. Обобщение мелких, деталей цветочного орнамента. Черный фон изделий и его значение для создания выразительности орнамента. Сохранение природного цвета дерева как фона для выявления текстуры. Практическая работа. Зарисовка цветочного орнамента на черном фоне и на затонированной под цвет дерева бумаге. Работа проводится без предварительного карандашного наброска. Тем, кому это будет не под силу, можно разрешить пользоваться карандашом, которым намечаются основные линии, образующие орнамент. Но не все кружковцы, к сожалению, в достаточной мере владеют изобразительной грамотой, и это приводит к тому, что основные элементы будущего орнамента они зарисовывают с открыток и иллюстраций. Школьникам, овладевшим к этому времени практическими навыками, можно порекомендовать нарисовать орнамент, группируя его элементы по законам композиционного построения. За основу можно взять простейший орнамент, состоящий из растительных элементов. Включение новых элементов в орнамент, умело расположенный на плоскости, позволяет создать интересную композицию в целом. На этом занятии также следует продумать фон изделия и распределение цветовых пятен в орнаменте и во всей композиции. Так как многие из кружковцев получили уже достаточную подготовку, то эта работа не покажется трудной. Пожалуй, единственная сложность исполнения цветочного орнамента на данном этапе заключается только в том, что работать приходиться сразу на плоскости бумаги небольших размеров, т. е. на заданном формате будущего изделия (обычно размер изделий составляет 2 — 6 см) . Составление композицииЗакрепление знаний и умений по составлению композиции. Эмоциональная выразительность композиции. Связь орнамента с формой изделия. Практическая работа. Используя знания по основам композиции и собранный материал по теме, создать эскиз в натуральную величину будущего изделия. Перед работой над эскизом следует напомнить учащимся о художественной выразительности орнамента на изделии, а также о подчинении орнамента форме. Не исключено, что в процессе работы у детей будут иногда получаться похожие орнаменты, так как основу всех композиций составляют одинаковые элементы простейших форм. Но при выборе окончательного варианта ребята проявят свои творческие способности в индивидуальных композициях. Количество выполненных эскизов может быть различным. Если работа по каким-либо причинам вызывает затруднения, можно предложить кружковцам такие варианты эскизных решений: при одной композиционной схеме возможно применение разных элементов, составляющих орнамент, различных цветовых решений; при одном цветовом решении возможно использование разных композиционных схем, разных элементов, составляющих орнамент; при одном элементе, составляющем орнамент, возможно применение различных композиционных схем, различных цветовых сочетаний. Надо подсказать ребятам, что при использовании подобных комбинаций у них могут получиться разнообразные решения эскизов. Необходимо научить ребят не угадывать удачные, подходящие комбинации, а уметь работать, применяя полученные знания и навыки. После окончания работы над эскизными разработками ребята приступают к отбору наиболее выразительного, отвечающего всем правилам построения композиции эскиза. В обсуждении участвуют все ребята. Изготовление заготовкиЗакрепление знаний по обработке древесины. Практическая работа. Обработка деревянной заготовки напильником для придания необходимой формы изделию с последующей обработкой ее наждачной бумагой. Обработка деревянной заготовки на этом этапе будет уже значительно отличаться от обработки изделия перед росписью по хохломским или городецким мотивам, хотя на изделиях малых форм могут применяться росписи по этим мотивам. Для работы выбирается длинная рейка (0,5 — 0,7 мм толщиной), которая распиливается на бруски одинакового размера (2 — 2,5 см). Рассмотрим этапы изготовления такого украшения, как кулон. Каждый кружковец выбирает себе одну заготовку и начинает последовательно ее обрабатывать, сначала напильником придает ей нужную форму, а потом шлифует ее поверхность наждачной бумагой. Форма кулона может быть самой разной: овальной, круглой, квадратной со сглаженными или острыми углами и т. д. Приступая к работе, ребята должны представлять себе конечный вид изделия. Обработка деревянных основ для украшений одинакова, и поэтому каждый кружковец может одновременно оформлять кулон, брошь, браслет и подвеску. Роспись изделия
Работа над изготовлением росписи изделия (кулон, подвеска, брошь, браслет). Закрепление знаний по окончательной обработке древесины. При наличии красивого природного рисунка и цвета роспись может выполняться на естественном фоне самой деревянной заготовки. Расписывая украшения, дети уже не применяют копировальную бумагу, так как ее не всегда удается удержать на плоскости изделия. Но если ребятам еще трудно на глаз определить место нахождения цветочного орнамента, то можно разрешить наметить его карандашом (но карандаш даже на темном фоне изделия будет заметен). Полуфабрикат будущего изделия покрывается лаком; после каждого слоя лака его поверхность обрабатывается наждачной бумагой с мелким зерном для более прочного скрепления слоев лака. Так как небольшое по размеру изделие трудно удержать в руках при покрытии лаком, то можно применить способ, позволяющий легко справиться с этой работой. Для этого изделие прокалывают булавкой на 2 — 3 мм и окунают в баночку с лаком. Некоторое время изделие необходимо подержать на воздухе, предварительно сняв образовавшуюся каплю лака. Когда лак высохнет, надо обработать изделие мелкозернистой наждачной бумагой, после этого его снова покрывают лаком. Эту операцию повторить несколько раз, до тех пор пока поверхность изделия не будет казаться зеркальной. Окончательная отделка изделияПрактическая работа. Закрепление отверстия для шнура на кулоне. Для этого надо взять обыкновенную швейную булавку (с небольшим отверстием на конце), отломить кусачками ее половину с заостренной стороны. Укороченную таким образом булавку немного заострить при помощи наждачной бумаги с крупным зерном или напильником и нанизать на нее бусинку. Затем заостренный конец булавки установить по центру кулона и ударом молоточка забить ее в кулон. Через отверстие булавки продеть шнур нужной длины (шелковый или из замши). Заключительный этап оформления броши более сложный. На обратной стороне изделия (после того как оно предварительно покрыто лаком) карандашом намечается месторасположение застежки. На всю длину английской булавки, которая будет служить здесь застежкой, необходимо сделать небольшое углубление (1 — 1,5 мм). Затем следует вложить булавку в образовавшееся углубление и залить раствором эпоксидной смолы. Эпоксидную смолу может заменить любой клей, который образует при застывании твердую, прочную пленку. Можно предложить еще один вариант крепления. Булавка приклеивается так же, как и в первом варианте, с той лишь разницей, что часть булавки в углублении закрепляется еще небольшим лоскутом ткани, промазанным клеем. Махмутова Х. И. Роспись по дереву. Следующая страница: Произвольная творческая композиция
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |