Родительские истории    Parents-tale.ru  
     
         Мастерская     Практикум     Читалка     Творчество     Традиции     Музеи     Прогулки     Склад  
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсииПрогулки и приключенияСкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл (Джон Голсуорси)



Общие методические рекомендации по проведению занятий в кружке

Перед началом занятий руководителю необходимо подготовить помещение, в котором будет работать кружок, оформить его. Для этого следует лучшие работы кружковцев представить в постоянной экспозиции, а стенды, отражающие историю развития художественных промыслов с иллюстрациями работ народных умельцев, оформить в едином стиле. В красивом, со вкусом оформленном кабинете и работать ребятам будет интереснее. Они и сами могут помочь в оформлении кабинета.

С первых занятий в кружке следует приучать ребят к правильной организации труда. Кисти и краски должны всегда находиться на столе справа от работающего, а накопленный материал и бумага для эскизов — слева. Такой порядок на столах не требует времени на поиски инструмента или материала.

Для росписи изделия используются такие краски, как гуашь, темпера, иногда акварель. Руководителю следует рассказать ребятам о происхождении этих красок и их свойствах.

Гуашь по сравнению с акварелью — непрозрачная краска (от итал. g003so — водяная краска). Поверхность бумаги или дерева покрывают гуашью «корпусно», т. е. непрозрачным слоем. По внешнему виду гуашь может быть отнесена к густой пасте, которая состоит из пигмента, растертого на воде с клеем (гуммиарабиком или декстрином) с примесью белил. На самом деле гуашевые краски легко растворяются в воде, а их способность ровно покрывать поверхность во многом облегчает работу, так как любая положенная краска (темная или светлая) может быть легко перекрыта другим слоем.

Кружковцы, кроме того, должны знать, где и для каких работ применяются эти краски. Гуашь благодаря своим свойствам широко используется в работах декоративно-прикладного характера. Гуашь можно сильно разбавить водой, и тогда слой наносимой краски будет прозрачным; слабо разбавленная краска будет иметь вид густой пасты. Но при работе густой краской надо учесть, что толстый слой краски часто отслаивается и растрескивается. Об этом следует напомнить ребятам непосредственно перед росписью изделия. Следует учитывать также, что при высыхании гуашевые краски теряют свою насыщенность (например, темные краски приобретают после высыхания белесоватый оттенок и уже не кажутся насыщенными). С этим существенным недостатком необходимо считаться. Поэтому, работая с гуашевыми красками, лучше заранее рассчитать силу цветового пятна, т. е. брать краску более насыщенного цвета в расчете на ее высветление и при этом не добавлять в гуашь большого количества белил. Применение гуашевых красок позволяет добиваться качественного исполнения выразительных декоративных элементов, находить интересные цветовые решения. Гуашь часто применяют в сочетании с акварелью. Ребятам будет полезно узнать, что в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии гуашь и акварель использовались .при выполнении орнаментации и иллюстрировании рукописей.

Другая краска —темпера (от итал. temperare — смешивать краски) обладает прекрасными качествами, издавна пользуется заслуженной популярностью у художников. Она была известна еще в Древнем Египте, а в средние века стала основной техникой станковой живописи, использовалась для росписи зданий, икон. Темпера очень прочная краска, состоит из красящего вещества (пигмента) и связующего вещества (эмульсии). Надо рассказать кружковцам о том, что темпера в зависимости от состава эмульсии, входящей в краску, подразделяется на белковую, желтковую, яично-масляную, восковую и казеиновую. Например, краска, связующим веществом в которой является эмульсия из воды и яичного желтка, называется желтковой. Темперные краски в отличие от гуашевых хорошо сохраняют свой цвет, красочный слой не растрескивается, не осыпается.

Со свойствами акварели дети знакомятся в начальной школе на уроках изобразительного искусства.

Руководителю кружка, приступающему к работе, следует учесть, что при умелом планировании занятий изготовление детьми изделий в кружке может быть приурочено к торжественным датам; в своих композициях дети могут отразить эти праздничные темы. Работать следует с кружковцами таким образом, чтобы при реализации предлагаемой в пособии программы ребята, знакомясь с хохломской или городецкой рописью по дереву, работали сначала над простыми элементами и композициями, а затем постепенно их усложняли.

Программа предлагает использовать на занятиях соответствующие наглядные пособия, таблицы. Руководителю необходимо уже заранее для осуществления поставленной цели подготовить таблицы с элементами росписи различной сложности и раздавать их ребятам в соответствии с их возрастом. На таблицах, кроме наиболее характерных элементов росписи, должны быть представлены основные этапы последовательного изготовления росписи по дереву. Эти наглядные пособия служат детям вторым (после показа руководителем приемов росписи) объектом для подражания, и от умелого, правильного использования таблиц будет зависеть результат работы. Руководителю кружка следует научить ребят пользоваться этими таблицами, работать с ними вдумчиво, не просто копируя элементы. Приступая к работе, кружковец должен внимательно познакомиться с образцом, попытаться проследить движение основных, образующих орнамент линий, угадать силу нажима кисти, отметить композиционное расположение элементов на таблице. Всему этому должен научить его руководитель.

В процессе работы над таблицами дети знакомятся с технологией изготовления росписи, с основами композиции и цвето-ведения, изучают приемы кистевого письма. Все сведения по основам композиции, цветоведению и материаловедению, необходимые для работы над росписью, даются учащимся как на теоретических, так и на практических занятиях.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Эстетическое воспитание

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Общие методические рекомендации  


 
    © Parents-tale.ru, 2009-2018
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта