Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумТворчествоЧиталкаТрадицииМузеи, выставки, экскурсии Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция Что может пойти не так? Жизнь – это то, что происходит, когда ты строишь совсем другие планы. (Джон Леннон) |
Хохломская роспись. Травяной рисунокЗа рассказом о технологии следует описание орнамента Хохломы и его особенностей. На этом занятии, знакомясь с орнаментом Хохломы, необходимо акцентировать внимание учащихся на двух характерных для нее видах росписи-«верховой» и «под фон», а более подробно остановиться на орнаменте, встречающемся при «верховой» росписи. Ребятам надо объяснить, что к «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» — роспись, включающую изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Знакомый по многочисленным образцам хохломской росписи орнамент «под листок» является разновидностью «верховой» росписи; для него характерны овальные листочки, круглые формы, ягодки, расположенные, как правило, вокруг стебля. Весь рассказ должен сопровождаться демонстрацией изделий мастеров, слайдов с орнаментами. Описывать травной орнамент преподавателю следует как можно поэтичнее, так как именно этот свободный, плавный рисунок стал основой для формирования характерного хохломского орнамента и занял впоследствии ведущее место в росписи. Связь этого орнамента с окружающей художника природой очевидна, и поэтому лучше, описывая кружковцам хохломскую «травку», показать им открытки, иллюстрации с видами русской природы.
Травной рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С удовольствием выписывали они этот рисунок кистью, скучивая при этом мазки или разбрасывая их по всей поверхности, создавая новые неповторимые орнаменты. Сами приемы письма растительного орнамента были всегда настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходили разные элементы росписи, своеобразные сочетания которых создавали множество комбинаций. Здесь надо обратить внимание кружковцев на то, что народный мастер хохломской росписи никогда не был просто копиистом, если даже и возникала необходимость повторить работу. Рука мастера, свободно владеющая кистью, обязательно где-то не так поведет стебель, по-своему закрутит травку, и вот уже возник новый орнамент. Сочетая удлиненные, крупные мазки кистью с частой мелкой припиской, мастер находил новые варианты. Своеобразный рисунок зачастую дополнялся мотивами ягод и цветов. При «верховом» письме мастер наносил рисунок черной и красной краской на золотой фон изделия. Мастера любят рисунок «травки»..Изделия, украшенные этой простой, незатейливой росписью, всегда удивляют своей лаконичной подачей орнамента, красотой линий, праздничностью окраски. Но орнамент, ставший в конце концов традиционным хохломским, развиваясь, претерпевал изменения. Народный мастер был не только хорошим рисовальщиком, но, главное, хорошим наблюдателем; мотивы окружающей природы переносились им на изделия. Поэтому неудивительно, что такие элементы растительного орнамента, как тюльпан и виноградный лист, распространенные в начале возникновения росписи в Хохломе, вскоре были заменены на более близкие русскому человеку мотивы — колокольчик и кленовый лист. Преподавателю при демонстрации образцов и объяснении техники письма необходимо в своем рассказе показать образ народного мастера-творца — думающего, ищущего, трудолюбивого; расскрыть характер народного художника, показать путь, по которому шел художник, совершенствуя свое мастерство. Познакомившись с традиционными рисунками Хохломы, ребята приступают к первым пробам написания традиционной хохломской «травки». При показе кружковцам способа выполнения «травки» преподавателю следует обратить внимание детей на направление элементов, образующих орнамент. Поэтому на первом этапе работы по освоению приемов письма следует научить ребят проводить основную, ведущую линию. Ведущая линия не зря называется ведущей, так как именно она задает движение всем элементам, составляющим орнамент. Только после того как ребята научатся проводить ведущую линию, можно приступать к выполнению самой «травки», которая должна подчиняться движению основных линий. Уместно на этом занятии напомнить о ритме в композиции. Хотя композиционным построением кружковцы будут заниматься на следующих занятиях, но надо отметить, что при отработке техники письма без знаний композиционных основ трудно обойтись. Проводя ведущую ветку, дети наносят кустики-травинки, которые как бы обрастают вокруг ведущей ветки. В такой последовательности дети должны работать и дома. «Травка» по своему очертанию напоминает кустик, состоящий из мелких и крупных штрихов кистью. Самая широкая часть травинки создается более сильным нажимом кисти, а начало и конец выполняются почти совсем без нажима, легким движением кончика кисти. Движение направляющих линий травинок преподаватель показывает на каждом столе одновременно двум кружковцам, так как только при этом условии дети смогут внимательно проследить за движением кисти в руках руководителя и понять принцип нанесения мазков в росписи. Руководитель кружка должен сразу показать правильное положение кисти в руке и обязательно проверить выполнение этих требований кружковцами. Легкость и свобода движений приходят к ребятам с опытом, в результате усвоения ряда основных приемов письма. Кисть при письме удерживается тремя пальцами у самого основания, но при этом сильно не сжимается. При сильном сжатии кисти движение руки будет сковано и в результате не получится характерного для «верховой» росписи плавного мазка. На этом занятии дети выполняют 10—12 набросков хохломского орнамента. Чтобы усвоить приемы росписи, сначала работают на стекле, а затем на затонированной заранее бумаге. У каждого кружковца на столе обязательно должны лежать образцы кистевых мазков, сделанные руководителем или ребятами, занимающимися в кружке второй год. Анализ выполненных работ включает просмотр зарисовок и оценку качества кистевых мазков. Случается, что орнамент «травка», выполненной кружковцем, не отвечает предъявляемым требованиям, и тогда руководитель задает задание на дом, включающее большое количество зарисовок травного орнамента. Махмутова Х. И. Роспись по дереву. Следующая страница: Хохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина роспись
|
© Parents-tale.ru, 2009-2025 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитани¤. |
о проекте контакты карта сайта |
|