Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумТворчествоЧиталкаТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Что может пойти не так?

Разрушению подвергается всё - кроме прилипшей к одежде жевательной резинки.



Городецкая роспись. Построение орнамента

Тема занятия. Изучение техники росписи по дереву мастеров Городца.
Цель занятия. Изучение кистевых приемов письма городецких мастеров. Развитие навыков и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Городка.
Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка: изделия городецких мастеров, иллюстрации работ городецких мастеров, таблицы с изображением элементов городецкого орнамента, кисти, краски, бумага.
Материалы и инструменты для кружковцев: белила, гуашь или акварель, круглые кисти, палитра, баночка с водой, лоскут ткани для протирания кисти, два прямоугольных листа бумаги.

Ход занятия.
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Беседа: «Городец — центр народного художественного промысла» (история его развития, народные умельцы, их работы). Рассказ сопровождается показом диапозитивов, фотоматериалов, открыток и таблиц.
3. Показ преподавателем приемов городецкого письма.
4. Упражнения кружковцев в исполнении элементов городецкой росписи.
5. Проверка руководителем выполненных работ.
6. Анализ работ.
7. Задание на дом.

На этом занятии дети детально изучают принцип построения орнамента в работах городецких мастеров, овладевают грамотой городецкого письма. Кружковцы учатся наносить на бумагу основные цветовые пятна (подмалевок), вначале отрабатывая только круговые движения кистью. Выполнение мазков-подмалевок не так просто, как кажется на первый взгляд. Учащиеся должны научиться брать нужное количество краски на кисть, чтобы ее оказалось достаточно для нанесения одного цветового пятна, а точнее, подмалевка под цветок. Если на кисти окажется мало краски, подмалевок получится бледным, невыразительным. И наоборот, краска, взятая на кисть в большом количестве, при высыхании начнет отслаиваться, что почти никогда не удается исправить до конца.

Последовательность выполнения элементов городецкого орнамента
Последовательность выполнения элементов городецкого орнамента

После выполнения основного цветового пятна — подмалевка, ребята приступают к детальной разработке орнамента. Этот орнамент несложен по технике исполнения, и с него можно начать работу над орнаментом Городца. Такие таблицы с образцами последовательного изготовления городецкого орнамента должны быть всегда перед глазами кружковцев; с их помощью каждый работает самостоятельно. Руководитель должен иметь в запасе несколько таблиц с образцами простых и более сложных орнаментов.

Перед началом выполнения орнамента руководитель объясняет ребятам последовательность работы, акцентирует их внимание на сложных моментах, предостерегает от ненужных, лишних мазков кистью, приучает к аккуратному исполнению образца.

Для исполнения элементов, необходимо научиться «прикладывать» кисть вокруг намеченной основы — подмалевка. Для этого кончиком кисти только слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и также резко отрывают. В результате получается мазок-широкий посередине и тонкий вначале и в конце. Отработав этот прием, можно по-разному применять его. Например, равномерно размещая лепестки цветка по кругу намеченного мазка (то приближая их к центру, то отдаляя), можно каждый раз получать новые варианты знакомого элемента.

Завершающим важным этапом в работе над созданием орнамента городецких росписей является так называемая оживка. Оживка служит для создания выразительности элементов орнамента. Оживкой в этой работе являются точки разной величины, дужки, наносимые кистью поверх орнамента или близко к нему.

На заключительном занятии по теме проводится анализ выполненных образцов. Каждая работа кружковца рассматривается прежде всего с позиций достоверной передачи характерных особенностей типовых городецких орнаментов, образец сопоставляется с таблицей. Учитывается также аккуратность исполнения, так как небрежность, допущенная в работе, может привести к искажению орнамента. На обнаруженные недостатки следует сразу же указать, для того, чтобы кружковец смог исправить их к следующему занятию. Домашнее задание. Отрабатывать написание изученного орнамента. Принести к следующему занятию два листа бумаги, затонированной охрой, краски, кисти, зарисовки.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Городецкая роспись. Цветовые решения

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Городецкая роспись. Построение орнамента  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2025
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитани¤.
о проекте
контакты
карта сайта