Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл (Джон Голсуорси)



Городецкая роспись. Построение орнамента

Тема занятия. Изучение техники росписи по дереву мастеров Городца.
Цель занятия. Изучение кистевых приемов письма городецких мастеров. Развитие навыков и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Городка.
Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка: изделия городецких мастеров, иллюстрации работ городецких мастеров, таблицы с изображением элементов городецкого орнамента, кисти, краски, бумага.
Материалы и инструменты для кружковцев: белила, гуашь или акварель, круглые кисти, палитра, баночка с водой, лоскут ткани для протирания кисти, два прямоугольных листа бумаги.

Ход занятия.
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Беседа: «Городец — центр народного художественного промысла» (история его развития, народные умельцы, их работы). Рассказ сопровождается показом диапозитивов, фотоматериалов, открыток и таблиц.
3. Показ преподавателем приемов городецкого письма.
4. Упражнения кружковцев в исполнении элементов городецкой росписи.
5. Проверка руководителем выполненных работ.
6. Анализ работ.
7. Задание на дом.

На этом занятии дети детально изучают принцип построения орнамента в работах городецких мастеров, овладевают грамотой городецкого письма. Кружковцы учатся наносить на бумагу основные цветовые пятна (подмалевок), вначале отрабатывая только круговые движения кистью. Выполнение мазков-подмалевок не так просто, как кажется на первый взгляд. Учащиеся должны научиться брать нужное количество краски на кисть, чтобы ее оказалось достаточно для нанесения одного цветового пятна, а точнее, подмалевка под цветок. Если на кисти окажется мало краски, подмалевок получится бледным, невыразительным. И наоборот, краска, взятая на кисть в большом количестве, при высыхании начнет отслаиваться, что почти никогда не удается исправить до конца.

Последовательность выполнения элементов городецкого орнамента
Последовательность выполнения элементов городецкого орнамента

После выполнения основного цветового пятна — подмалевка, ребята приступают к детальной разработке орнамента. Этот орнамент несложен по технике исполнения, и с него можно начать работу над орнаментом Городца. Такие таблицы с образцами последовательного изготовления городецкого орнамента должны быть всегда перед глазами кружковцев; с их помощью каждый работает самостоятельно. Руководитель должен иметь в запасе несколько таблиц с образцами простых и более сложных орнаментов.

Перед началом выполнения орнамента руководитель объясняет ребятам последовательность работы, акцентирует их внимание на сложных моментах, предостерегает от ненужных, лишних мазков кистью, приучает к аккуратному исполнению образца.

Для исполнения элементов, необходимо научиться «прикладывать» кисть вокруг намеченной основы — подмалевка. Для этого кончиком кисти только слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и также резко отрывают. В результате получается мазок-широкий посередине и тонкий вначале и в конце. Отработав этот прием, можно по-разному применять его. Например, равномерно размещая лепестки цветка по кругу намеченного мазка (то приближая их к центру, то отдаляя), можно каждый раз получать новые варианты знакомого элемента.

Завершающим важным этапом в работе над созданием орнамента городецких росписей является так называемая оживка. Оживка служит для создания выразительности элементов орнамента. Оживкой в этой работе являются точки разной величины, дужки, наносимые кистью поверх орнамента или близко к нему.

На заключительном занятии по теме проводится анализ выполненных образцов. Каждая работа кружковца рассматривается прежде всего с позиций достоверной передачи характерных особенностей типовых городецких орнаментов, образец сопоставляется с таблицей. Учитывается также аккуратность исполнения, так как небрежность, допущенная в работе, может привести к искажению орнамента. На обнаруженные недостатки следует сразу же указать, для того, чтобы кружковец смог исправить их к следующему занятию. Домашнее задание. Отрабатывать написание изученного орнамента. Принести к следующему занятию два листа бумаги, затонированной охрой, краски, кисти, зарисовки.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Городецкая роспись. Цветовые решения

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Городецкая роспись. Построение орнамента  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта