Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. (Ф.М. Достоевский)



Анализ орнаментальных композиций

В орнаментах народов используются национальные мотивы, особенности растительного и животного мира. Изобразительные мотивы хлопка, хлебного колоса и воды образуют орнаменты республик Средней Азии. Из мира живой природы казахский народ перенес в свои орнаменты фигуры беркута, барана, верблюда, лошади.

Орнамент ульчей
Орнамент ульчей

Растительный и животный мир тайги переплетается в богатых орнаментах народностей Севера. Стилизованные изображения оленей, птиц, рыб, лягушек, хвои, шишек и т. д. встречаются на ярких ленточных узорах. Но иногда в качестве декоративных мотивов эвенки, якуты, нанайцы используют части тела животных: оленьи головы, копыта или рога, а народные мастера-ульчи хитроумно вписывают в формы орнамента зооморфные элементы, сочетая их с растительными мотивами.

Армянский орнамент
Армянский орнамент

Грузинский орнамент
Грузинский орнамент

В период средневековья получили развитие армянский и грузинский орнаменты. В орнаментах этих народов много 'общего. Для них характерны мотивы с включением виноградной лозы и кисти винограда, плодов граната и т. д.

Белорусский орнамент
Белорусский орнамент

Белорусскому орнаменту свойственны узоры, составленные из различных геометрических фигур.

Русский орнамент отличается большим разнообразием форм. Искусство орнамента на Руси возникло в самом начале у восточных славян, которые, заимствовав и переработав некоторые мотивы скифского, самнитского и других орнаментов, создали свою орнаментику. В орнаментике русского народа встречаются и геометрические, и растительные формы, изображения птиц, зверей, фантастических животных и стилизованных человеческих фигур. Русскому орнаменту, особенно в период средневековья, была присуща гротескная трактовка растительных мотивов, которая говорит о своеобразном представлении окружающего мира человеком, об одушевлении природы на определенном этапе его развития. Примером можно назвать орнамент с изображением хищных зверей, хвосты которых перерастают в ветки растений.

Русский орнамент
Русский орнамент

В русском орнаменте, как и в орнаменте других народов, использовались образы, олицетворяющие различные силы природы. Часто в орнаменте русского декоративно-прикладного творчества можно встретить символическое изображение солнца, матери-земли, дерева жизни.

Можно заметить, что народные художники особенно любят отображать в орнаменте элементы цветов, цветущих и плодоносящих растений. Это легко заметить на примерах русских народных орнаментов. Очень богат цветочными элементами хохломской орнамент. Характерным элементом росписи Хохломы считают травку. Но кроме этого, мастеров росписи привлекают мотивы спелых колосьев, веток, гроздей винограда и экзотических цветов. В городецком орнаменте встречаются в основном растительные мотивы.

При изучении этой темы руководитель обращает внимание детей на орнаменты Хохломы и Городца, рассказывает об их отличительных особенностях, учит кружковцев сопоставлять орнаменты, находить наиболее типичные для них элементы. Подробно изучать эти орнаменты дети будут на следующих занятиях.

Развитие умения распознавать характер орнаментов народов СССР, орнаментов Хохломы и Городца как наиболее характерных для художественных промыслов РСФСР. Умение систематизировать орнамент по направлениям народных промыслов.

Практическая работа. Собранный материал и свои зарисовки, сделанные на предыдущих занятиях, классифицировать по направлениям художественных промыслов. На этом занятии перед кружковцами стоит конкретная задача — распознать характер каждого из собранных орнаментов. Перед каждым учеником множество красочных вырезок и зарисовок, среди которых встречаются орнаменты, характерные для росписей Городца, Хохломы.

Но не всегда дети могут правильно определить адрес орнамента. При коллективном обсуждении, увлеченные игрой, они высказывают свои предложения, хотя часто и противоречивые. Руководитель прислушивается к их мнениям, помогает прийти к единому решению. В таких общих спорах развивается творческое мышление ребят, повышается их активность. Это, конечно, долгий путь к правильному решению, но именно таким образом можно проверить знания учащихся по композиции и истории орнамента. При проведении этого занятия достигаются сразу две цели: научить детей на практике применять свои знания и приучить их работать в коллективе (уважать чужое мнение, прислушиваться к мнению товарищей и отстаивать свои убеждения). К концу занятия орнамент систематизирован следующим образом: хохломской, городецкий и орнаменты народов братских республик.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Хохломская роспись. История и особенности промысла

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Анализ орнаментальных композиций  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта