Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция Желание ребёнка помочь в каком-либо деле обратно пропорционально его способности выполнить эту работу. |
Деревянная основа под росписьДревесина различных пород деревьев (мягкая — липа, твердая — дуб, самшит). Виды срезов ствола дерева: поперечный, радиальный, тангенциальный, радиально-тангенциальный. Цвет древесины. Перевод рисунка на заготовку. Значение точного перевода на заготовку будущего изделия. Практическая работа. Обработка заготовки. Перевод рисунка на заготовку. Перед непосредственной обработкой древесины для росписи необходимо ознакомить ребят с породами деревьев, которые им могут встретиться при работе, с их основными свойствами. Древесина является прекрасным поделочным материалом. При умелой сушке она обладает достаточной долговечностью, твердостью, что позволяет производить обработку несложными технологическими приемами. Приступая к работе с древесиной, необходимо хорошо знать ее свойства, так как правильное их использование может во многом помочь при создании изделий декоративно-прикладного искусства. Выразительность самой вещи, ее композиционная завершенность зависят зачастую от умелого выявления специфических свойств древесины. Знание природных качеств дерева играет важную роль как при выполнении различных изделий, так и при художественной обработке древесины росписью. Работая инструментом, необходимо учитывать направление волокон и рисунок деревянной заготовки. Оформляя изделие росписью, следует учитывать природную текстуру дерева, умело выделяя ее или подчеркивая композиционным решением. Красивый природный рисунок древесины часто подчиняет себе композицию изделия, может подсказать те или иные решения. В росписи широко применяются липа, осина, ольха. Самым лучшим деревом для росписи считается липа. Она менее трудоемка в работе: при правильной сушке очень мало растрескивается, легко режется и впитывает влагу и поэтому хорошо тонируется водными растворами и красками. Но так как липа широко, используется в производстве благодаря таким положительным качествам, ее бывает очень трудно приобрести для школьных мастерских. Ольху для школьного кружка достать легче, чем липу. Ее древесина обладает очень хорошими качествами для работы: легкая и мягкая, хорошо колется, режется и строгается, легко окрашивается. Осина не уступает по своим качествам ольхе и липе, именно осина чаще других пород украшалась росписью (основные части городецких прялок с самобытной росписью, которую изучают ребята в кружке, выполнялись из осины). Осина, так же как липа и ольха, обладает рядом положительных свойств, которые не изменяют в процессе работы качество росписи. Древесина осины отличается мягкостью, белизной и чистотой среза, однородностью текстуры. Не менее важной характеристикой древесины является цвет. По цвету определяют качество древесины, по цвету распознают породу. Любая древесина свежесрубленного дерева, как правило, имеет равномерный цвет по всему срезу. Но по мере хранения цвет дерева меняется на более темный. Некоторые породы очень долго сохраняют свой первоначальный цвет (например, ель). Сосна, наоборот, меняет цвет очень быстро и на открытом воздухе приобретает серовато-грязноватый оттенок. А ольха сначала имеет белую окраску, а затем становится розовой или красной. Эти свойства дерева необходимо знать и учитывать при работе. Например, у ольхи, слегка подтонированной желтой краской, фон все равно будет с красноватым оттенком. И если не учитывать этого обстоятельства, то раскладка цветов в орнаменте не будет гармонировать с общим тоном фона, всегда имеющим теплый оттенок. Вот еще некоторые сведения по материаловедению для руководителя кружка. Основные части дерева — корни, ствол, ветви, листья и плоды (у плодоносящих). При изучении древесины, подходящей для росписи, следует акцентировать внимание на строение ствола, так как из ствола дерева делаются заготовки. Ствол содержит вертикально расположенные волокна, по которым проходят к листьям и плодам питательные соки. Но с каждым годом дерево растет и, естественно, увеличивается в объеме за счет увеличения количества волокон. При распиле ствола в поперечном сечении можно узнать возраст спиленного дерева по числу годичных колец. Ежегодно вокруг сердцевины ствола дерева нарастает слой волокон, который и называется годичным слоем или годичным кольцом. Располагаясь вокруг ствола, эти слои древесины, плотность которых в основном зависит от окружающих природных условий, занимают всю площадь поперечного разреза дерева. Часто древесный срез имеет очень красивый рисунок, в другом случае менее привлекательный. Отчего это происходит? Чтобы понять это, надо рассмотреть дерево в разрезе. Ведь природный рисунок расположения волокон, или текстура дерева, выявляется при распиловке дерева в различных направлениях. Виды разрезов: поперечный (торцевой) — образуется при сечении ствола поперек его оси; радиальный — проходит вдоль ствола по радиусу или диаметру, т. е. через его центр; тангенциальный — проходит вдоль ствола вне центра, т.е. по хорде окружности. На каждом из трех разрезов эти годичные слои будут выглядеть по-разному. На торце они образуют более и менее правильные окружности. При радиальном разрезе рисунок на листе фанеры получается в виде прямых или искривленных полос. Наиболее красивый рисунок получается при тангенциальном разрезе. В этих случаях никогда -не бывает прямых линий, они всегда приобретают извилистый характер. Существует еще радиально-тангенциальный способ разреза, при котором рисунок древесины в разрезе имеет своеобразные причудливые формы. Но не всегда работа учащихся будет проводиться на деревянных заготовках. В кружках росписи по дереву приходится чаще сталкиваться с фанерой, и поэтому следует описать ее свойства более подробно. Фанерой называют очень тонкие листы, полученные путем распиловки или строгания массива дерева. Поэтому различают пиленую и строганую фанеру, но для росписи она не пригодна. В кружке в основном используется клееная фанера, состоящая из трех — пяти и семи слоев листов. Слои фанеры склеивают водостойким клеем. Число слоев склеиваемых листов всегда нечетное, поэтому клееная фанера не коробится. И еще очень важное условие при изготовлении фанеры. Листы шпона (так называется каждый слой фанеры) укладываются всегда таким образом, чтобы направление волокон в склеиваемых слоях взаимно перекрещивалось под прямым углом. Это придает фанере особую жесткость и прочность. Фанера не уступает в прочности доскам и имеет свои преимущества: не растрескивается, не усыхает и не коробится; ширина листов фанеры может быть больше, чем ширина доски; изделие, сделанное из фанеры, намного легче. Непосредственно перед росписью выбранная заготовка проходит предварительную обработку. Заготовка шлифуется наждачной бумагой, а затем покрывается клейстером (разведенный картофельный крахмал заваривается из расчета одна чайная ложка на стакан воды). Некоторые кружковцы тонируют поверхность если это предусмотрено эскизом. После такой обработки гладкая, отшлифованная поверхность заготовки готова к нанесению рисунка. Перед переводом рисунка следует предостеречь кружковцев от лишних прикосновений к отшлифованной поверхности заготовки, так как частые касания образуют пятна, которые только усложнят работу над росписью: краска будет с трудом покрывать поверхность заготовки или совсем не ляжет на нее. Некоторым кружковцам трудно сразу перейти к нанесению ведущих линий орнаментальной композиции непосредственно на поверхность заготовки. Для них рекомендуется другой способ перенесения ведущих линий на заготовку с помощью копировальной бумаги (лучше красной, зеленой, желтой) . На заготовку накладывается копировальная бумага, затем на нее следует положить кальку с нанесенным рисунком. Копировальную бумагу и кальку надо закрепить на заготовке небольшими кусочками клейкой ленты, после чего можно приступать к переводу рисунка карандашом на поверхность заготовки, причем несильно надавливая на лист кальки. На заготовку переводятся только ведущие линии, образующие орнамент. Хотя такой способ перевода рисунка и противоречит правилам хохломской росписи, но в школьном кружке это допустимо. Махмутова Х. И. Роспись по дереву. Следующая страница: Хохломская роспись. Практическая работа
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |