Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл (Джон Голсуорси) |
Формирование художественного вкусаДля развития художественного вкуса школьников средствами декоративного рисования большое значение имеет обучение детей правилам композиции — гармоническому заполнению всей поверхности. В процессе занятий по композиции дети должны усвоить, что главное условие при композиционных построениях — это достижение стилевого единства орнамента и всего изделия в целом. Необходимо научить ребят работать в натуральную величину. Орнамент намечается сразу в нужном месте без уточнения его элементов (это основной контур рисунка), при этом необходимо также определить направление линий, образующих орнамент, и размеры его основных элементов. После того как найдено удачное место для орнамента, решено пропорциональное соотношение его частей, детали прорисовываются. Только в такой последовательности необходимо учить детей, работающих над изделием. Иногда школьники идут совсем иным путем, который приводит к нарушению гармонии произведения, т. е. к неверной композиции в целом. В этих случаях кружковцы выполняют композицию по частям, прорисовывая элементы орнамента в самом начале, и только потом, пристраивая их друг к другу, заполняют пустые места. При объяснении правил композиционного построения руководителю следует предостеречь ребят от подобных ошибок. Проводить такое объяснение надо на конкретных примерах композиционного построения народных орнаментов в росписи Хохломы, Городца, взятых за основу при изучении народных промыслов. Это теснее связывает творчество ребят с народными источниками, прививает им интерес и любовь к народному творчеству, обогащает их знания. Методика проведения этих занятий должна быть направлена на формирование художественного вкуса, творческой активности ребенка. А для достижения этой цели можно использовать метод сравнений. Дети должны сопоставлять композиции своих работ с композиционными решениями народных мастеров. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, рассуждать вслух, высказывать свое мнение. Общая атмосфера увлеченности и заинтересованности рождает у школьников стремление самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, делать свои маленькие открытия. Например, на занятиях по цветоведению составление красок должно быть самостоятельной работой: такую краску, как марс коричневый, ребенок должен составить сам. Только после многократных попыток по составлению нужного колера он сможет испытать чувство первооткрывателя, так как на собственном примере увидит, что один и тот же цвет, но с небольшими нюансами можно получить из разных компонентов. На заключительных занятиях по цветоведению советуем провести такой эксперимент: показать выкраску цвета и попросить ребят назвать компоненты, входящие в состав краски, т. е. как бы разложить краску на составные части. Те ребята, которые на занятиях самостоятельно искали на своих палитрах цвет и составляли необходимый колер, смогут безошибочно ответить на поставленный вопрос. Ребята любят такие работы. Обычно эти занятия имеют занимательный характер и поэтому увлекают кружковцев. Для закрепления пройденного материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса, а также в поисках сюжетов необходимо организовать экскурсии в музеи и выставочные залы. Но не только экскурсии в музеи, но и экскурсии в природу дадут кружковцам новый импульс для работы. Известно, какую важную роль в эстетическом воспитании учащихся играет организация целенаправленных наблюдений за окружающей природой. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить детей видеть и розаны, и купавки не только на изделиях городецких матеров, но и на живописной картине окружающей природы. И дети с особой тщательностью художника-натуралиста изучают строение листьев и цветов. После таких занятий целесообразно давать задания на дом, например: нарисовать по памяти или с помощью зарисовок растения, но представить их стилизованными, применяя накопленный материал по орнаментам Хохломы и Городца. Зарисовки, выполненные на природе и дома, будут полезны для дальнейшей работы по составлению композиций будущих изделий. На следующем этапе, обращаясь к накопленному материалу и имея уже некоторые навыки письма, знания по основам композиции и цветоведению, ребята создают собственные композиции к будущей росписи. Последовательно, шаг за шагом, кружковцы приближаются к конечной цели. Работа по .изготовлению изделия включает также сбор материала, выбор наиболее выразительного эскиза, обработку древесной основы и роспись. Но несмотря на такую длительную подготовку к самой росписи уже на последнем, заключительном этапе работы, изделия учащихся не всегда бывают хорошего качества. При анализе своих работ дети без труда это замечают. И даже после внесения некоторых исправлений самими кружковцами руководителю необходимо не только подсказать, но и оказать каждому конкретную помощь. Вот почему руководитель кружка должен в совершенстве знать все приемы исправления изделий на разных технологических стадиях. На заключительном этапе работы кружка подводятся итоги, устраиваются отчетные выставки. Эти выставки очень нужны детям, так как для них это радостное, волнующее событие, своеобразный отчет о результатах творческой деятельности. К устройству таких выставок необходимо подходить со всей серьезностью. Руководитель кружка и администрации школы заранее продумывают все организационные вопросы. В подготовке экспозиции выставки ребята должны принимать самое деятельное участие. При участии руководителя они сами развешивают свои работы. И здесь им, конечно, пригодятся знания по композиции. В течение учебного года можно проводить конкурсы на лучшую работу членов кружка. В обсуждении работ могут принимать участие все ученики школы. После проведения подобных выставок в кружок приходят новые ребята. В период летних каникул ребята могут продолжать свои занятия в пионерских лагерях, собирать материал для будущих композиций. Махмутова Х. И. Роспись по дереву. Следующая страница: Вводное занятие
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |