Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке.



Хохломская роспись. История и особенности промысла

Изучение материала этого раздела предполагает уже более детальное знакомство детей с орнаментом Хохломы, с разновидностями приемов росписи. Кружковцы изучают технику письма, цветовое и композиционное решение хохломской росписи с последующим применением полученных знаний и навыков в своих первых работах на дереве.

Тема занятия. Упражнение в технике кистевой росписи (выполненное традиционной хохломской травки). Цель занятия. Ознакомление учащихся с видами «верховой росписи» на хохломских изделиях. Развитие навыков и умений кружковцев в кистевой росписи на примерах типовых элементов хохломской росписи. Наглядные пособия и инструменты для руководителя кружка: расписные изделия хохломских мастеров, фотографии, открытки, таблицы с образцами травчатой росписи, диапозитивы, бумага, кисти, краски.

Материалы и инструменты для кружковцев: белила, гуашь или акварельные краски, круглая кисть, палитра, стекло (5X 15 .см), баночка с водой, лоскут ткани для протирания кисти, два листа бумаги (круг и прямоугольник), заранее закодированные золотистым цветом.

Ход занятия. 1. Рассказ о центре народного промысла Хохломе. Два характерных приема росписи — «верховая» и «под фон». Их отличительные особенности. 2. Показ руководителем способа выполнения элементов «верховой» росписи («травки» и «под листок»). 3. Упражнения кружковцев в выполнении элементов «верховой» росписи на стекле и бумаге, проверка готовых работ. 4. Обсуждение работ. Оценка их качества.

В начале занятия руководитель должен кратко рассказать о возникновении промысла хохломской росписи и продемонстрировать изделия мастеров.

Хохломская роспись — уникальное явление в декоративно-прикладном искусстве России. Название «хохломской» промысел получил от села Хохлома — бывшего скупочного пункта изделий мастеров из близлежащих деревень и сел. Красочную роспись и удивительную технологию принесли в Поволжье в XVII веке раскольники, которые спасались от царского гнета и преследований патриарха. Среди этих беженцев-раскольников, как предполагают ученые, были иконописцы и мастера рукописных книг. Они-то и научили местное население «пламенной» росписи. Так появилась в этих местах уникальная по орнаменту и по технике окраски расписная посуда, которая богатым орнаментом, золотым отливом напоминает металлическую. Ребята и сами замечают' это, обращая внимание на характерные особенности хохломской росписи.

В процессе беседы ребята узнают, что, несмотря на золотой отлив, золото никогда не применялось в росписи хохломской посуды. Хохломские мастера с успехом переняли у иконописцев не только технику письма, но и технологию, с применением которой эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов. Хохлому не случайно образно называют «пламенной», ведь завершающий этап изготовления изделия проходит в печи. Хохломская роспись как бы горит, светится яркой киноварью на золотом фоне, покоряет наши сердца огнем красок. Следует обратить внимание учащихся на то, что основные приемы изготовления изделий почти не изменяются у хохломских мастеров уже несколько веков.

Создание изделия с хохломской росписью включает несколько этапов. Сначала форма будущего изделия вытачивается на токарном станке. Из рук опытного токаря выходят заготовки для будущей работы, так называемое «белье». Затем следует вапление, т. е. грунтовка полуфабриката жидким раствором глины — «вапом». После этого изделие смазывают сырым льняным маслом. На следующей стадии обработки изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап — лужение. Изделие покрывается полудой, т. е. металлическим порошком алюминия (раньше использовали порошок серебра, позже его заменили более дешевым порошком олова) . После того как изделие покрыто ровным слоем порошка, оно уже готово к росписи. Роспись наносится масляными красками. Нанесенная на поверхность, она предварительно закрепляется сушкой в печи, а затем покрывается несколькими слоями лака, причем каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры густеет, и серебристый цвет изделия, словно по волшебству, приобретает желтый цвет и кажется золотым.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Хохломская роспись. Травяной рисунок

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Хохломская роспись. История и особенности промысла  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта