Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Жизнь – это то, что происходит, когда ты строишь совсем другие планы. (Джон Леннон)



Хохломская роспись. Составление композиции

Практическая работа. Композиционные принципы построения и их применение в произведениях мастеров Хохломы. Выполнение композиционных схем, разработка эскизов в цвете, выбор наиболее выразительного эскиза.

Изученные ранее приемы построения орнамента на плоскости на этом занятии подтверждаются на примерах работ хохломских мастеров. При объяснении темы руководителю необходимо приводить характерные примеры композиционных решений в хохломских изделиях.

Хохломские матера всегда очень хорошо чувствовали форму изделия и помещали орнамент на плоскости, учитывая формообразующие линии. Вот пример типовой композиции: закругленные формы бортов чаш хохломские художники украшали динамичными по своему строению орнаментами, а в середине чаши, как правило, помещали статичный орнамент, который, наоборот, создавал ощущение покоя. Главный композиционный центр в работах хохломскйх мастеров обычно располагался в центре, а линии, образующие орнамент на плоскости, подчеркивали его. Каждая композиция росписи соответствовала определенной конфигурации изделия. Например, в росписях чашек, братин, блюд 'всегда применяли приемы построения в круге. Или: своеобразный орнамент, образно названный «пряник», помещали на дно чаши или блюда, и создавалось впечатление красивого узорного пряника, положенного в посуду.

Хохломской орнамент «пряник»
Орнамент «пряник»

Выразительности орнаментального изображения можно достичь путем подчеркивания ведущих формообразующих линий внутри самого орнамента. Так, выразительность растительного орнамента можно получить, подчеркивая линии стеблей, веточек. В произведениях хохломских художников выписанные листочки, травка, цветы — все подчиняется ведущим линиям, которыми зачастую являются ветки и длинные гибкие, стебли.

В творческих папках ребят после этого занятия появляются схематичные изображения типовых композиций хохломских изделий, которые они смогут применить уже на последующих занятиях при непосредственной разработке эскизов.

На последнем этапе работы по теме необходимо закрепить полученные знания. Сделать это несложно. С этой целью руководитель, демонстрируя изделие хохломских мастеров или репродукции с произведений, предлагает ребятам объяснить, какими принципами композиционного построения руководствовался мастер росписи при создании своих изделий. И только после закрепления пройденного материала, когда будет ясно, что тема усвоена ребятами достаточно глубоко, можно приступать к работе над изготовлением эскиза.

Работа над составлением композиции может проводиться по двум направлениям, что обусловлено прежде всего разным возрастом кружковцев. Дети, условно отнесенные к старшей возрастной группе (V класс и старше), могут уже решить плоскостную композицию в круге, овале, квадрате путем компоновки двух-трех элементов орнамента хохломской росписи с учетом основных изученных правил композиционного построения. А кружковцам младшей возрастной группы! — IV классы доступнее и, пожалуй, интереснее покажется работа по достижению гармонического решения композиции на листе бумаги, но уже другим методом. В данном случае лучше использовать метод перестановки вырезанных заранее из цветной бумаги элементов хохломской росписи также в овале, круге, квадрате.

Следующий этап работы, включающий выбор темы и разработку сюжета наиболее важный, так 'как он по существу является подведением итогов работы. Используя собранный материал и применяя приемы, изученные на предыдущих занятиях, кружковцы разрабатывают эскиз на основе двух-трех элементов хохломской росписи. Построение решается от центра или от угла, при этом должны соблюдаться основные законы композиции. Эскизы выполняются в масштабе 1:2 красками (гуашь, акварель, темпера) в соответствии с законами цвето-ведения.

Преподавателю следует предостеречь кружковцев от желания работать под Хохлому. Каждый ученик выполняет несколько вариантов композиции, из которых наиболее выразительный отбирается на общем обсуждении. Ребята могут остановить свой выбор на композиции, включающей симметрию, хотя это и не характерно для Хохломы. В этом случае следует предложить кружковцам способ перевода основных линий на заготовку с отрисовкой только одной части графического рисунка. Такой способ, как правило, не вызывает у ребят затруднений, так как обрабатывается лишь одна часть композиии.

Сначала дети намечают центр композиции, а затем делят лист кальки в натуральную величину будущего изделия на необходимое количество частей. Отрисовывают одну часть симметричного орнамента и последовательно переносят полученный рисунок на оставшиеся части кальки. Этот этап работы несложный для всех кружковцев. Даже младшие ученики без труда справляются с поставленной перед ними задачей. Для этого отрисованную часть композиции переносят на оставшиеся части изделия, проложив копировальную бумагу, или, еще более простым способом — на просвет.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Деревянная основа под роспись

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Хохломская роспись. Составление композиции  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта