Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Три ребёнка плюс два пирожных равны одной драке.



Композиция. Соразмерность, центр, контрасты

Основные законы композиции. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.

Практическая работа. Зарисовка с таблиц основных схем композиционного построения. По заданному элементу построить орнамент, применяя принципы симметричного построения.

В самом начале занятия, приступая к разговору о композиции, следует обратить внимание учащихся на то, что все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии в произведении. Уместно напомнить о том, что композиция (от лат. compositio — расположение, составление, сложение) — это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целым.

Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью частей композиции. Например, композиция городецких резных донцев с инкрустацией и раскраской отличается стилевым единством, несмотря на то что выполнены они в разных техниках с применением разных материалов. Стилевое единство присуще и городецкой росписи по дереву: птицы и животные выполняются тем же способом, что и растительные формы,— в свободной кистевой манере письма. Все растительные мотивы в работах хохломских мастеров решаются одинаково, без тональной разделки; ни в одном произведении хохломского художника мы не встретим тонального перехода цвета. Рассказ о композиции лучше сопровождать показом диафильмов, слайдов с наиболее характерными композиционными решениями.

Не менее важным условием достижения гармонии в композиции является создание впечатления цельности путем композиционно оправданного ограничения общей формы, количественной соразмерностью частей. Часть в данном случае — это орнамент на плоскости. Основным законом композиции является выделение главного, композиционного центра в работе. Подчиненные этому центру детали могут также иметь свой центр, не менее выразительный, чем главный, но не приковывать внимание. Эта искусственно созданная соподчиненность деталей и выделенный центр композиции усилят внутреннюю связь элементов и общую выразительность.

К этому и должны стремиться учащиеся при создании композиции в изделии. Задача руководителя — научить ребят находить главное в композиции, выделять ее центр. Выделить главное в композиции можно несколькими путями. Например, путем введения определенного композиционного акцента или укрупнения отдельных элементов орнамента Можно предложить такой способ выделения главного в изделии: обобщить мелкие элементы орнамента росписи, сконцентрировав -их в одном месте, и тем самым решить композиционный центр.

Следует обратить внимание кружковцев на то, что главное в композиции можно выделить не только рисунком, но и цветом. К одному из распространенных средств выделения композиционного центра можно отнести явление контраста, которое было изучено ребятами ранее.

Сочетание темного и светлого создает контраст в произведении. Можно привести такой пример: в орнаменте, решенном на сочетаниях родственных цветов, главный композиционный центр может быть обозначен более темной разработкой основных элементов росписи. Прием контраста часто и охотно используют художники городецкого промысла: в их композициях четкие черные силуэты коней резко выделяются на контрастном светло-золотистом фоне. Однако такой способ выделения главного композиционного центра не всегда доступен начинающему художнику.

Можно облегчить задачу, стоящую перед ребятами, и подсказать им более простой способ нахождения центра в композиции. Часто в работах с закругленной формой главный композиционный центр располагается на пересечении радиальных линий. В изделии квадратной формы центр композиций также расположен в центре. Эти решения можно считать классическими вариантами расположения центра в композиции. В работах прямоугольной формы центр может быть расположен как в верхней, так и в нижней части. Наиболее простое решение для прямоугольных форм — совмещение центра композиции с центром плоскости. Из всего сказанного и увиденного ребята должны уяснить, что композиционный центр нельзя воспринимать только как геометрическое понятие. Композиционный центр в отличие от геометрического центра, расположенного в центре любого предмета, может быть помещен как в центре произведения, так и в другой любой его части.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Композиция. Симметрия и ритм

https://artwoodbase.ru кухни из материала массив акации.
• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Композиция. Соразмерность, центр, контрасты  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта