Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция Желание ребёнка помочь в каком-либо деле обратно пропорционально его способности выполнить эту работу. |
Композиция. Построение орнаментаНа занятиях росписью по дереву следует остановиться на связи орнамента с произведением. Ребятам при изучении композиции орнамента надо помнить, что она должна не только подчиняться законам внутреннего построения, но, что очень важно, сочетаться с самим изделием. Непременным условием правильного подхода к решению композиции является согласованность композиции орнамента с формой предмета. Следует обратить внимание на размещение орнамента на сферической форме изделия, на согласованность округлых форм с движением орнаментальных линий. Отсюда следует, что орнамент должен существовать не отдельно от предмета, а своим расположением подчеркивать форму будущего изделия. Орнамент на плоскости, кроме того, должен располагаться так, чтобы было правильно решено соотношение его элементов между собой и плоскостью изделия в целом. Иными словами, ребятам надо научиться располагать орнамент на поверхности изделия таким образом, чтобы он создавал равномерное заполнение. Образующиеся при этом свободные участки фона всегда должны подчиняться общему ритму. Рассказывая ребятам о влиянии фона изделия на всю композицию, можно привести примеры, в которых преобладает фон и создается впечатление пустоты и, наоборот, фон занимает очень мало места и создается впечатление, что для орнамента «мало воздуха». Чтобы это заметить, надо научить ребят рассматривать орнамент на расстоянии. Тогда сразу становится видна его соразмерность с изделием и можно найти пути исправления ошибок. На этом занятии ребятам можно дать задание: обобщить мелкие элементы орнамента, равномерно разбросанные на плоскости, не только с целью выделения главного композиционного центра, но и для урегулирования пропорционального соотношения деталей поверхности изделия. Определяя количественное соотношение элементов орнамента со свободной поверхностью, ребята тем самым выполняют еще одно необходимое условие при решении композиции произведения — создание внутреннего равновесия. Наиболее простой способ достижения равновесия — одинаковое решение правых и левых частей композиции. Однако интересные композиционные варианты получаются в результате применения более сложных способов. Можно предложить ребятам такой прием: противостоящие и разные по масштабу элементы композиции при соответствующей обработке уравновешивают друг друга. Например, небольшой по размеру, тщательно разработанный орнаментальный мотив может быть дополнен большим по масштабу орнаментом, но уже без подробной детальной прорисовки.
Выразительность орнамента достигается при подчеркивании его основных ведущих линий. Ребята могут увидеть на конкретных примерах, что в работах хохломских художников все элементы растительного орнамента (листочки, травка, цветы) подчиняются ведущим линиям (веткам, длинным гибким стеблям). Роспись Городца имеет свою особенность в построении композиции. Там традиционная трехчастная композиция трактуется мастерами по-разному, но всегда безошибочно можно угадать главную часть, т. е. композиционный центр которому подчинены все элементы росписи; его обычно выделяют декоративной полосой. Неповторимость, выразительность городецкой росписи придает использование такого характерного штриха, как «оживка». Сюжеты для орнаментов художники находят в окружающей природе. Но можно создать совсем новый орнамент, используя традиционные мотивы и формы старых орнаментов. Между композицией орнамента и композицией изделия много общего. Учитывая общие особенности построения композиции, руководителю надо помнить о том, что правильный метод работы над изделием обусловливается прежде всего достижением стилевого единства орнамента и изделия. На занятиях по основам композиции ребята знакомятся с последовательностью работы над композиционным построением изделия. 1. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину. Карандашом намечаются линии, образующие орнамент, определяются размеры основных ведущих элементов. И уже на этом первом этапе работы решается вопрос стилевого единства орнамента и изделия. 2. После того как найдено место расположения орнамента, . выделен главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, образующих орнамент, все детали прорисовываются. Несоблюдение описанной выше последовательности при построении композиции приводит к нарушению гармонии произведения, к неверной компоновке его частей. В этом случае трудно достичь стилевого единства, правильного соотношения деталей композиции, ритма, уравновешенности элементов орнамента на изделии. Тщательно прорисовывая составные части орнамента, сосредоточивая внимание только на деталях, художник не может видеть орнамент относительно других элементов композиции. Работая таким образом, кружковец может выполнить композицию по частям, прорисовывая отдельные элементы орнамента, и только потом пристроить их друг другу, как бы заполняя пустые места. Такой подход к работе над композиционным построением орнамента характерен для начинающих художни-ков, и задача руководителя кружка состоит в том, чтобы предостеречь кружковцев от подобных ошибок. Практическая работа. 1. Зарисовки основных композиционных схем, построенных в круге, прямоугольнике, квадрате с различным расположением главного центра. 2. Построение орнамента по заданному элементу (у каждого кружковца свой элемент орнамента) с использованием принципа симметрии. Махмутова Х. И. Роспись по дереву. Следующая страница: Орнаменты в росписи по дереву
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |