Мастерская Практикум Читалка Творчество Традиции Музеи |
МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл (Джон Голсуорси) |
Композиция. Симметрия и ритмДругим законом построения композиции является закон симметрии и ритма, о котором также необходимо сказать школьникам на этом занятии. Симметрия в искусстве (от греч. symmetria) — это соразмерность частей художественного целого. Симметричными называют формы и предметы, состоящие из одинаковых, соразмерно расположенных частей относительно центра в определенном порядке. Пользуясь законом симметрии, можно достичь в орнаментальной композиции завершенности и цельности. В разговоре о законах симметрии руководителю обязательно придется коснуться такого понятия, как «раппорт». Раппортом являются повторяющиеся элементы орнамента. Раппортным считается такой орнамент, в котором его одинаковые части последовательно чередуются. На этом занятии ребята, кроме того, узнают о плоскости симметрии, оси симметрии, о различии этих понятий и о применении их в композиции. Плоскостью симметрии называется такая линия, которая разделяет смежные раппорты. Руководитель знакомит ребят с методом построения орнамента, при котором повторяющиеся раппорты перевертываются, а элементы, составляющие орнамент, следуют то в прямом, то в обратном порядке. Так, например, городецкие мастера оформляют края изделия орнаментом в виде непрерывной полосы, в котором используется несколько видов симметрии. Существует семь видов симметрии фризовых орнаментов. На занятии руководителю следует акцентировать внимание учащихся только на двух-трех ее основных видах, наиболее часто встречающихся в росписях.
Первый вид симметрии - элемент орнамента движется равномерно в одну сторону; второй вид — элемент орнамента занимает то одну, то другую сторону от плоскости симметрии и движется как бы в одном направлении, третий вид — элемент орнамента движется вдоль основной линии в разные стороны, зеркально повторяясь. Орнамент в виде розетки выполняется при использовании симметрии вращения. В этом случае раппорты располагаются радиально вокруг центральной точки, называющейся осью симметрии. О сетчатых орнаментах, состоящих из одинаковых, симметрично повторяющихся раппортов, каждый из которых можно повторить в разных направлениях, следует только упомянуть на этом занятии, так как сетчатые орнаменты никогда не применяются в росписи.
На этом занятии ребята учатся различать виды симметрии, зарисовывают основные схемы симметричного построения орнамента. Они должны уяснить, что выразительность композиционного решения зависит от уравновешенности деталей или симметрии. Уравновешенность в произведении возникает за счет использования системы осей, количество которых может быть четным и нечетным. При нечетном количестве осей возникает, пожалуй, наибольшая цельность композиции, внимание зрителя сконцентрировано в центре, который несёт главную эмоциональную нагрузку произведения. Это можно частовидеть в композициях росписей городецкий мастеров. На занятиях следует напомнить ребятам о том, что симметрия и композиции почти всегда дополняется ритмом, который как раз и возникает при частом повторении осей симметрии. Ритм (от греч. rhythmos — мерность, такт) — соразмерное чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. Характерной особенностью орнамента считается его четкое ритмическое строение, выраженное в закономерной повторяемости и идентичности элементов. Надо научить кружковцев использовать частоту повторений элементов так, чтобы это не дробило композицию на огромное число составных частей, а усилило зрительную выразительность. Следует учитывать, что создание видимости ритма в изделии возможно только при наличии не менее трех повторений элементов орнамента.
Но сам ритм не всегда бывает равномерным. Ритм в орнаменте в свою очередь характеризует движение элементов, изменение и развитие мотивов, передает переход от одного состояния к другому. Так, неподвижному, казалось бы, орнаменту при помощи ритмически расположенных элементов можно придать динамику движения. Встречаются в росписи такие композиции, при которых ритмически повторяющиеся элементы отличаются друг от друга размерами, при этом они увеличиваются или уменьшаются в определенной последовательности. Так, при уменьшении размеров элементов, составляющих композицию, и интервалов между ними создается впечатление замедления движения. И наоборот, увеличение размеров элементов и расстояния между ними создает впечатление нарастания движения . В некоторых композициях встречаются два принципа ритмического построения орнамента. Махмутова Х. И. Роспись по дереву. Следующая страница: Композиция. Построение орнамента
|
© Parents-tale.ru, 2009-2021 Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей. Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания. |
о проекте контакты карта сайта |