Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумТворчествоЧиталкаТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Что может пойти не так?

Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл (Джон Голсуорси)



Структура кружка и планирование работы

Целью занятий в кружке «Роспись по дереву» является воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков кистевого письма, воспитание чувства коллективизма, патриотизма, приобщение к общественно полезной деятельности.

Привлекать к работе кружка можно уже детей начальных классов, так как на уроках изобразительного искусства им даются общие сведения о композиции и основных законах цветоведения. В кружке могут заниматься 10 — 15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а ведь особенно на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход. В дальнейшем преподаватель должен помогать советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как росписи изделия предшествуют его длительная обработка.

Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении, не загроможденном мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должен иногда отрываться от росписи изделия или эскиза, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна. Руководителю необходимо позаботиться о нормальной, творческой обстановке.

Занятие в кружке лучше проводить два раза в неделю по 2 часа во внешкольных учреждениях, а в школе — два раза в неделю, но по 1 часу или одно занятие в неделю по 2 часа с небольшим перерывом. Сдвоенные часы занятий позволят сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать через полчаса или через час после начала работы. Занятия в кружке советуем проводить в определенные дни, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.

Посещаемость кружка, дисциплина, а в конечном счете и результаты труда во многом зависят от четкой организации, от умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношению с инструментами. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченные изделия должны храниться в шкафах.

На вводном занятии дети выбирают старосту, который будет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать дежурных и следить за выполнением установленных правил, тем самым помогая руководителю.

На всех этапах работа кружка сопровождается поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок акварелью или гуашью, открытками, фотографиями. Собранный материал каждый кружковец хранит в своей папке, которая постепенно будет пополняться. Этот заведенный порядок дисциплинирует детей, приучает их к аккуратности. Приучившись складывать собранный материал всегда в одно определенное место, дети не будут тратить время на поиски необходимой зарисовки, эскиза.

Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков «Роспись по дереву», утвержденной Министерством просвещения СССР. Тематический план составляется руководителем на полугодие с поурочным планированием. В пособии описывается методика проведения нескольких занятий в соответствии с темами программы. Ниже приводится примерный тематический план работы кружка «Роспись по дереву» на один учебный год.

ТемыОбщее количество часовТеоретические занятияПрактические занятия
Вводное занятие 2  
Орнамент, композиция и цвет в росписи 7 4 3
Работа над росписью по хохломским мотивам 21 5 16
Работа над росписью по городецким мотивам 19 4 15
Работа над росписью изделий малых форм 10 2 8
Творческая композиция на произвольную тему 15 2 13
Всего 72 16 56

Этот примерный тематический план может быть использован каждым преподавателем в соответствии с условиями, в которых он работает. Большое количество часов отводится на практическую работу. Темы, включенные в план, могут быть заменены в зависимости от возможностей и способностей детей. Например, пятый раздел программы предполагает выбор темы для работы над росписью, где кружковцы в соответствии со своими индивидуальными наклонностями разрабатывают композицию будущего произведения, беря за основу хохломские или городецкие мотивы.

Этот раздел программы является заключительным этапом работы в кружке, и дети уже самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, применяя знания, полученные на предыдущих занятиях. Но принимая во внимание национальные особенности отдельных регионов нашей страны, в программу по этому разделу могут быть внесены некоторые изменения, а весь раздел заменен работой над свободной композицией, но уже с учетом характера орнамента каждого конкретного региона. Учитывая общий уровень кружковцев и их творческую активность, руководитель кружка может заменить работу на данном этапе другой, близкой по содержанию.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Учебно-материальное обеспечение

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Структура кружка и планирование работы  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2025
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитани¤.
о проекте
контакты
карта сайта